Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Др. Дорота Конопацка
Др. Дорота Кручиньска
Институт садоводства в Скерневице

Будет ли Лигол пользоваться успехом?

Исследования потребительского рынка в настоящее время – это часто используемый элемент маркетинга, служащий для прогнозирования выпуска новых продуктов. В зависимости от типа и масштаба исследований может проводиться анкетирование покупателей относительно того, оправдывает ли их ожидания та или иная продукция. Когда выбор касается продуктов питания, то учитываются также вкусовые предпочтения основной массы покупателей, а также критерии их выбора. Эта информация имеет большую ценность для разработки планов дальнейшего развития производственных компаний, продукция которых должна быть конкурентоспособной. И несмотря на то что данный тип исследования является исключительно коммерческим, его применение способствует наиболее комплексной оценке потребительского рынка, особенно когда дело касается продукции, необходимой для жизни и здоровья человека.

Промышленный сорт яблони Лигол

Выбор сортов

Исследования проводились в рамках проекта EC ISAFRUIT. Его стратегической целью было увеличение потребления плодов, что повысит среднюю норму потребления на душу населения. Уже не секрет, что увеличение количества потребляемых плодов напрямую влияет на здоровье человека, снижая частоту онкологических и сердечнососудистых заболеваний. К сожалению, не все плоды, находящиеся на прилавках магазинов, соответствуют ожиданиям потребителей, что снижает спрос и покупательную способность товара. Поэтому цель проекта ISAFRUIT – увеличение потребления населением свежих плодов.

Чтобы получить ответ на вопрос, поможет ли наличие плодов новых сортов увеличить уровень их потребления, в семи странах были проведены маркетинговые исследования (во Франции, Голландии, Испании, Германии, Польше, Швейцарии и Италии). В нем приняли участие более 4000 респондентов, которые оценили внешний вид и вкус представленных плодов, а также их потребительскую привлекательность.

Большое значение сейчас имеют не только вкусовые качества, но и товарный вид плодов

В исследование было включено восемь новых сортов: Pink Lady, Ariane, Wellantt, Junami, Kanzi, Rubens, Gold Chief и Ligol, а также три стандартных сорта: Jonagold, Golden Delicious, Fuji.

В таблице 1 приводится краткое описание новых сортов.

Таблица 1. Характеристики оцениваемых сортов

Ariane Florina, Prima, Golgen Delicious и др. средняя низкая низкая средняя 5-7 дней после Golden Delicious средний
Gold Chief Starkrimson x Golden Delicious высокая низкая неизвестно средняя 10-15 дней после Golden Delicious крупный
Junami [(Idared x Maigold) x Elstar] средняя средняя неизвестно небольшая За 7 дней до Golden Delicious средний
Kanzi Gala Must x Braeburn средняя средняя неизвестно средняя 10 дней после Golden Delicious средний
Ligol Linda x Golden Delicious высокая средняя / низкая высокая большая / средняя сентябрь / октябрь очень крупный
Pink Lady Lady Williams x Golden Delicious высокая средняя высокая средняя 2-3 недели после Granny Smith средний
Rubens Gala x Elstar высокая средняя неизвестно средняя / низкая 10-12 дней после сорта Gala средний / мелкий
Wellant (Elstar x CPRO) x Elise высокая средняя неизвестно большая / средняя 2-я половина сентября крупный

Плоды, предназначенные для эксперимента, были выращены в одном из ведущих европейских садоводческих хозяйств. Далее эти они были доставлены в супермаркеты и выставки, где и проводился основной опрос участников эксперимента. Данные таблицы 2 показывают, что сорта, отобранные для оценки, были очень разнообразны с точки зрения содержания сахаров (12,2-17,2%), кислот (2,4-8,2 г/л) и других органолептических показателей. Все сорта, независимо от их состояния после хранения, находились в течение 48 часов при температуре 18оС. Это привело к изменению плотности мякоти, которая составляла от 4,6 кг для сорта Jonagold до 8,8 кг для сорта Ariane.

Сорт яблони для интенсивного садоводства Джонаголд

Качество и вкус плодов оценивали респонденты в возрасте от 15 до 70 лет (женщины и мужчины). В торговых центрах обычным покупателям предлагалось оценить вкусовые качества шести случайно отобранных сортов из числа оцениваемых, а также привлекательность их внешнего вида.

В таблице 2 приведены результаты оценки потребительских качеств каждого сорта по шкале от 1 (очень не нравится) до 9 баллов (очень нравится), в которой 5 баллов означает «ни то, ни другое». Результаты показывают, что практически все сорта получили положительную оценку, а средние баллы отличались примерно на две единицы.

Дегустация новых сортов яблони в рамках международной выставки

Таблица 2. Оценка привлекательности сортов яблони по внешнему виду и вкусовым качествам среди респондентов (польских — 440 человек, других европейских – 4290 человек) и показатели, характеризующие качество плодов

Gold Chief 7,3 6,9 5,6 17,2 4,4
Rubens 7,0 6,8 5,5 15,0 4,5
Fuji 7,0 6,4 6,4 14,7 2,4
Golden Delicious 6,9 6,2 4,6 15,6 3,8
Pink Lady 6,6 6,5 6,7 15,2 5,0
Junami 6,5 6,5 6,6 15,2 5,1
Ligol 6,3 6,2 6,9 13,4 4,8
Kanzi 6,3 6,4 6,3 13,3 6,3
Wellant 6,2 6,1 5,2 14,1 4,3
Jonagold 5,9 5,5 5,3 12,2 4,2
Ariane 5,4 5,7 8,8 16,7 8,2

Самую высокую оценку среди польских участников эксперимента получил итальянский сорт Gold Chief, немного ниже находится Rubens и довольно малопопулярный в Польше сорт Fuji. Среди сортов с высокой положительной оценкой также находится стандартный сорт Golden Delicious.

Самую высокую оценку среди опрашиваемых, вспоминающих их приятный вкус, получили сорта Kosztela и Ligol. Подобные ассоциации возникали при оценке сорта Gold Chief. Определенно менее популярным оказался сорт Ariane из-за его очень высокой плотности мякоти (8,8 кг) и кислотности (8,2 г/л). Удивительно низкий показатель получил сорт яблони Jonagold, но это, скорее, явилось следствием его плохой подготовки к презентации. Плоды имели несвойственный для этого сорта внешний вид и были перезрелыми (с признаками мучнистой мякоти вследствие неправильного хранения).

Новый сорт яблони Джунами

Вкусовые предпочтения

Сравнивая вкусовые предпочтения польских респондентов со средней оценкой, можно сказать, что их вкусы мало отличаются от среднеевропейских. Упорядочение сортов по средней оценке респондентов – это лишь часть информации, полученной в результате исследований.

Новый сорт яблони Голд Чив

Современные методы статистической обработки позволяют провести более глубокий анализ потребительских предпочтений, который авторам статьи кажется ключевым для популяризации новых сортов среди населения. В качестве примера мы рассмотрим сорт Ariane, который оказался на последнем месте в опросе, проведенном среди польских респондентов. По среднеевропейским меркам он получил более высокие результаты, чем в Поольше. Это означает, что были такие страны, как например, Германия, где сорт Ariane (партии плодов были идентичные) получил более высокую оценку плодов.

Для построения эффективной стратегии продажи плодов, которая позволит увеличить потребление яблок и повысит спрос потребителей, недостаточно оперирования только единичными данными для отдельных сортов и их местоположения. Тщательный анализ потребительских предпочтений позволил выделить среди европейского населения две основные группы потребителей с различными предпочтениями по отношению к предлагаемым сортам. Первая группа – это любители сладких и очень сладких яблок (составляет 68% участников эксперимента). Респонденты этой группы отдавали предпочтение яблокам с высоким содержанием сахаров, а ткже средней или низкой кислотностью. Самые высокие оценки получили плоды сортов Gold Chief, Rubens, pink Lady, Fuji и Golden Delicious. Менее крупную, но тоже значительную группу составили потребители яблок с плотной мякотью и сильно выраженным кислым вкусом. В европейском масштабе любители кислых яблок составляют 32%. В этой группе самым большим успехом пользовались: Kanzi, Ariane и Junami. В этом сегменте также получил высокую оценку сорт Ligol, который может рассчитывать на постоянных клиентов порядка 22% среди исследуемого населения.

Среди оцениваемых новых сортов самый перспективный и обширный рынок могут занять сорта: Rubens и Gold Chief, которые были хорошо приняты потребителями как сладких, так и кислых яблок.

Сортимент должен определяться желаниями потребителя

Плотность мякоти очень важна

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что среди исследуемых сортов нет однозначно плохих или хороших. Но есть и такие, которые должны быть предназначены для конкретной группы потребителей, расширяя предложение рынка свежих фруктов. Теоретически, только долгосрочное предложение исключительно сладких яблок может снизить желание поиска более кислого сорта у 30% потребителей. Принимая во внимание характеристики сорта Ligol, который по сравнению с другими сортами был более кислый, стоит взглянуть на данные в таблице 3.

Таблица 3. Группы потребителей (%) в каждой стране, которые предпочитают сладкие или плотные кислые яблоки

Сладкие яблоки 69 42 72 69 76 74 63
Кислые яблоки с плотной мякотью 31 58 28 31 24 26 26
Сорт яблони Пинк Леди

В ней представлена доля потребителей из разных стран, предпочитающих сладкие или кислые яблоки. Эти предпочтения не имеют прямого отношения к географическому положению. Особенно это заметно в случае сравнения Польши и Германии, а также при сравнении наиболее отдаленных друг от друга стран (например, Польши и Испании.

Имеет ли Ligol шанс добиться успеха на европейском рынке? Определенно, да. Но инвестирование в его продвижение в южных регионах не имеет смысла. Стоит также сосредоточиться на совершенствовании условий хранения. Будущее рынка свежих яблок принадлежит плодам с плотной мякотью.

Члены АППЯПМ
Швец Константин Валерьевич

Швец Константин Валерьевич,

генеральный директор фирмы ООО «ФитоМаг», г. Москва





Авторские права © 2008-2024 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.