Семёнова Елена Ивановна,
проректор по инновационному развитию и экономической работе ФГБОУ ВПО РГАЗУ,
доктор экономических наук, профессор
Необходимость решения важных задач в социальной, институциональной, макроэкономической и инвестиционной сферах требует преодоления снижения уровня жизни населения в результате экономического и финансового кризиса.
Это может быть достигнуто с помощью политики, направленной на стимулирование роста ВВП страны за счет повышения производительности экономики и расширения источников инвестиций.
В правовой пакет ВТО входят соглашения, составляющие единый многосторонний торговый договор, охватывающий следующие важные положения:
- взаимное и безусловное предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования и национального режима;
- применение дискриминационных внутренних налогов, таможенных сборов, технических, санитарных и фитосанитарных мер;
- оговорены свобода транзита, гарантии против производного использования квотирования, антидемпинговых и компенсационных мер.
ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
- Россия обретет международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО, что будет содействовать продвижению российских интересов за рубежом. Не будет необходимости сохранения и пересмотра существующих двусторонних торговых договоров со странами ВТО
- Членство в ВТО позволит использовать существующий в ней эффективный механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций. Появятся основания для противодействия установлению торговых барьеров против российского экспорта
- Появится право на пересмотр применяемых ныне ограничений против российских товаров (47 антидемпинговых мер, 43 нетарифных барьеров, 7 защитных мер)
- Полноправное участие в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли, сможет оказывать реальное влияние на выработку будущих многосторонних соглашений, регулирующих мировую торговлю исходя из собственных национальных интересов
ОГРАНИЧЕНИЯ
- Либеризация тарифного регулирования импорта в течение установленного переходного периода (в целом по товарам начальный уровень средневзвешенной ставки пошлин установлен в 14,8%, конечный — 11,5%; по сельскохозяйственным товарам – с 21,5 до 18-19%, по промышленным товарам – с 10,1 до 7,6%) По сельскохозяйственным товарам он не снижен ни по одному из базовых товаров, На конечный уровень ставки должны быть выведены через семь лет.
- Доступ иностранных производителей услуг на российский рынок. В сфере услуг оставлены открытыми всего 30 секторов, в 39 – иностранцы не будут допускаться вообще, а в 86 секторах будут предъявляться различные специфические требования. Более жесткие условия будут предъявлены к энергетическим услугам, части транспортных и медицинских услуг.
- Сокращение уровня государственной поддержки аграрного сектора с 8 млрд. долл. в 2012г до 4.4 млрд. долл. к 2017 г. От использования экспортных субсидий сельскохозтваров Россия отказалась.
- Проблемы согласования обязательств перед региональной интеграцией ТС и ВТО, приведения в соответствие отечественного законодательства, относящегося к торговой политике.
ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА
ДИНАМИКА ВАЛОВОГО НАДОЯ МОЛОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
НОВОЙ ТОЧКОЙ РОСТА ОТРАСЛИ, С УЧЕТОМ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАНЕТ ЭКСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПО КЛАССИФИКАЦИИ ВТО
Меры «желтой корзины»:
— поддержка цен;
— сбытовые кредиты;
— финансирование: на единицу площади сельхозугодий, количество животных, средства производства, кредитные программы
Меры «зелёной корзины»:
— НИОКР, ветеринарные и фитосанитарные меры, подготовка кадров, ИКС, контроль за продовольственной безопасностью, маркетинг, сбыт, инфраструктура;
— продовольственные запасы;
— поддержка малоимущих;
— поддержка дохода (не за производство продукции);
— страхование урожая;
— устранение стихийных бедствий;
— охрана окружающей среды;
— помощь производителям в проблемных регионах
Меры «голубой корзины»:
— финансирование на фиксированные плошали и урожаи;
— финансирование на базовый уровень производства (не более 85%);
— финансирование на фиксированное поголовье скота
Критерий минимума:
— до 5% поддержки для конкретного продукта (до 10% — для развивающихся стран) стоимости всей сельхозпродукции страны;
— до 5% поддержки неконкретного продукта (до 10% — для развивающихся стран) стоимости всей сельхозпродукции страны;
УРОВЕНЬ АГРЕГИРОВАННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ В ДОЛЛАРАХ НА 1 ГА СЕЛЬХОЗУГОДИЙ
ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ МЯСА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
- потребление России увеличится сначала на 16 млрд. долларов в год, а потом на 64 млрд.;
- суммарный выигрыш при сохранении существующей переговорной позиции составит порядка 8-10 млрд. дол. в год;
- толчок развитию сельского хозяйства;
- ежегодный рост сельхозпроизводства в России будет составлять 7-9%.
ПЯТЬ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ВСТУПИЛИ В ВТО:
- Кыргызстан (1998),
- Грузия (2000),
- Молдова (2001),
- Армения (2003),
- Украина (2008).
РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВТО:
- отрицательное сальдо торгового баланса Украины в 2010 году увеличилось в 1,6 раза и составило 9,3 млрд. долл, в первом полугодии 2011 года возросло еще в 2,3 раза и составило 5,5 млрд. долларов;
- снижение ввозной пошлины на сахар с 300 евро за тонну до 50% ввозной пошлины и разрешение квоты на ввоз сахара-сырца из тростника объемом 260 тыс. тонн по льготной ставке в 2% привело к остановке более 50 заводов;
- только в двух отраслях сельского хозяйства – в сахарной отрасли и в свиноводстве – за три года с 2008 года рабочие места потеряли около 50 тыс. человек;
- защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже стран Евросоюза в 5-8 раз, в результате в 2010 году импорт свинины вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом, и составил 178,7 тыс. тонн;
- негативные тенденции отмечаются также в винодельческой, молочной, пищевой промышленности;
- против украинского экспорта действуют ограничения по 37 товарным группам общим ежегодным объемом более 1,2 млрд. долларов.
ПО РАСЧЕТАМ ЗЕРНОВОГО СОЮЗА РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ МЯСНОЙ АССОЦИАЦИИ ОЖИДАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:
- непредвиденные потери сельхозпроизводителей зерновых культур от косвенного ущерба и недополученной прибыли до 56 млрд. руб. в год;
- потенциальные годовые потери из-за ухудшения положения свиноводческой отрасли и снижения потребления кормов до 18 млрд. руб.;
- от замедления развития разведения крупного рогатого скота — 12 млрд. руб., от удорожания минеральных и органических удобрений из-за отмены субсидий — 21 и 3 млрд. руб. соответственно, от биоэнергетики — 2 млрд. руб.;
- снижение пошлины на импорт живых свиней с 40 до 5% и разница поддержки производителей мяса в ЕС до 40% будут препятствием для российского мясного экспорта и освоенными технологиями глубокой переработки зерна.
РЕСУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОВОЩЕЙ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР, тысяч тонн
РЕСУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРУКТОВ И ЯГОД, тысяч тонн
ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, тысяч тонн
ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, млн. долл США
ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, тысяч тонн
ИМПОРТ ОВОЩЕЙ ПО СТРАНАМ, 2010г.
ФРУКТЫ И ЯГОДЫ В ПЕРЕСЧЕТЕ НА СВЕЖИЕ, кг на душу населения
ОВОЩИ И БАХЧЕВЫЕ В ПЕРЕСЧЕТЕ НА СВЕЖИЕ, кг на душу населения
УПРЕЖДАЮЩИЕ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО ВЫХОДА НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЫНКИ СБЫТА:
- создание устойчивых виноградников и садовых агроценозов;
- повышение качественных показателей и конкурентоспособности произведенной продукции;
- определиться, каким ассортиментом и видами продукции следует преимущественно заниматься. Наши черешневые, абрикосовые и персиковые компоты ещё в советские времена были широко востребованы российским рынком и рынком сопредельных стран;
- необходим спецавтотранспорт, соответствующие хранилища винограда и плодов, в т. ч. в регулируемой газовой среде;
- научными учреждениями разработаны и апробированы соответствующие научно-прикладные проекты по специализации, районированию, микрорайонированию, сорторайонированию винограда и плодовых культур, которые должны использоваться при проектировании закладки новых виноградников и садов, а также при реконструкции старых насаждений;
- обеспечение сельхозтоваропроизводителей высококачественным привитым оздоровлённым и сертифицированным посадочным материалом винограда и плодовых культур;
- обеспечение сельхозтоваропроизводителей современной техникой;
- всю нормативную документацию, ГОСТы, стандарты, технические условия привести в соответствие с требованиями ЕС, ВТО
МНЕНИЕ В.В. ПУТИНА, 29 МАРТА 2006г. НА ВСТРЕЧЕ В КРЕМЛЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ КРУГОВ:
«…мы еще раз подтверждаем свою заинтересованность во вступлении, но заявляем, что будем делать этот шаг только в том случае, если он будет устраивать всех участников процесса, прежде всего Российскую Федерацию и нашу экономику. И будем стремиться к тому, чтобы был такой усредненный показатель, который был бы приемлем для всех отраслей российской экономики»