Российская Федерация
АССОЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПЛОДОВ, ЯГОД И ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА (АППЯПМ)
393773, Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Липецкое Шоссе, 83, оф. 2
Тел.: +7 (47545) 2-36-04. E-mail: asprus@mail.ru. asprus.ru
ДОКЛАД
О ПРОГРАММЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ОБНОВЛЕНИЯ САДОВОДСТВА РОССИИ
У представленного Вашему вниманию материала, само название говорит за себя. Чувствуя наступление поворотного момента в реформировании отечественного садоводства, Ассоциация садоводов России считает необходимым еще и еще раз определиться с направлением развития отрасли, сверяясь со всем накопленным зарубежным и отечественным опытом.
Садоводство – важнейшая отрасль АПК, т.к. занимается производством витаминной продукции крайне необходимой для поддержания здоровья населения России. Однако это одна из капиталоёмких отраслей АПК, поэтому во всех странах с развитым садоводством государство оказывает садоводам огромную финансовую помощь.
Сегодня задача перспективы развития садоводства на современном этапе существенно осложняется, ибо приходится заботится не только о том, чтобы объективно обозначить модель будущего садоводства и показать значение отрасли, как основы поддержания здоровья нации, но еще и о том, чтобы в эту экономическую модель поверили производственники, особенно в передовых садоводческих хозяйствах. А вера в то, что в долгосрочной перспективе государство будет последовательно помогать отрасли снизилось, что обусловлено, на мой взгляд, не сколько слабой квалификацией кадров, сколько сомнениями в способности государства надежно осуществлять свои же принятые программы.
Дальнейшее эффективное ведение современного садоводства в России, как промышленной отрасли АПК, переживает системный кризис. Это связано с тем, что принятая в последние 15 лет стратегия развития интенсивного садоводства была основана на концепции экономически высоко-затратного типа европейского интенсивного шпалерно-карликового сада. Однако эта экономическая модель в изменившихся, неравных условиях конкуренции оказалась наиболее экономически уязвима.
В 2012 году и на период 2013-2014 годов значительно (в 1,7-3,3 раза) снижены ввозные таможенные пошлины на импортные яблоки, что ставит в еще более неравные конкурентные рыночные условия отечественные организации из-за более высокого всестороннего уровня разнообразной поддержки сельского хозяйства в странах — импортёрах.
При этом федеральный бюджет РФ с учетом огромных объёмов импорта яблок (1 253 тыс. тонн ежегодно) недополучает значительные суммы таможенных платежей, а российские покупатели финансируют садоводов сран-экспортеров на сумму более 500 млн. евро.
В России природно-климатические условия позволяют выращивать плоды с минимальным применением пестицидов, что делают их основой органического продукта с высоким содержанием биологически активных веществ. Наши плодородные почвы и умеренный климат позволяют полностью обеспечить нашу страну плодами и ягодами, а по мнению авторитетных ученых наша страна имеет возможность производить минимум 5-7 млн. т. плодов.
Полную неразбериху в реальную ситуацию вносят данные государственной статистики, которыми апеллируют в регионах и в МСХ. При фактическом производстве в России плодов в пределах 580 (2012 г.) — 620 (2013 г.) тыс. тонн показатели составляют 2932 тыс. тонн. Из них 2300 тыс. тонн яблок виртуальных в т.н. ЛПХ (личные подсобные хозяйства). Эти мало обоснованные «дутые» цифры «поднимают» производство плодов в нашей стране ежегодно более чем на 10 %. Если не разбираться в сути этих цифр, а лишь основываться на статистических данных, то наша отрасль самая динамично развивающаяся в мире.
Создается впечатление, что регионы соревнуются друг перед другом, кто больше украсит свой отчет за счет увеличения производства плодов. Анализ данных по регионам позволяет утверждать, что производство плодов в общественном секторе, которое постоянно колеблется от 450 до 620 тыс. тонн, легко компенсируется «правильными» цифрами за счет продукции из «личных подсобных хозяйств». И в этом нет границ бюрократической фантазии. И на эти цифры не влияют ни засухи, ни морозы, ни экономика – всегда увеличение, всегда постоянный и неуклонный рост. По Курской области в 2011 году в ЛПХ 15,6 тыс. тонн, а в 2012 году уже 39,1 тыс. тонн. Прирост 250%. По Рязанской области за три последних года 12,5 (2011 г.), 15,6 (2012 г.), 19,0 (2013 г.) тыс. тонн. По Тульской области 12,9 (2011 г.), 22,0 (2012 г.), 25,7 (2013 г.). Прирост в 2013 году по ЛПХ в стране составил более 230 тыс. тонн. Учитывая, что площади под садами согласно отчетов из регионов, не растут, а часто уменьшаются — объяснить такой рост с научной точки зрения невозможно, можно только гордиться нашими успехами, а ЕС с Китаем пусть нам завидуют и продолжают увеличивать свои поставки плодов на наш рынок. Надо признать, что плоды, получаемые в ЛПХ, не товарные имеют минимальный срок потребления и они не идут на товарный рынок.
У таких недостоверных, но позитивных показателей есть обратная сторона, которая не позволяет объективно оценить всю сложную картину, сложившуюся в настоящее время в отрасли. Оценивая развитие садоводства, исходя из статистических данных (а других просто нет) и динамичного развития отрасли (на бумаге), у государственных структур нет мотивации эффективно помогать и существенно поддерживать развитие садоводства в России. Помогают слабым и отстающим, а зачем помогать лидерам?
В связи с этим с 2013 года общий объём государственной поддержки садоводства снижен на 45%, в 2 раза снижена ставка субсидии на закладку садов интенсивного типа, в 3,5 раза снижена ставка на проведение уходных работ за садом. И это на фоне всестороннего удорожания всех составляющих интенсивного сада.
Здесь уместно, думается, разобраться в том, почему в России не происходит быстрого наращивания производства плодов, несмотря на то, что у нас имеются: прекрасные земли, научные разработки (сорта, подвои, технологии), трудолюбивые люди.
Весь накопленный опыт возделывания современных шпалерно-карликовых садов, как в нашей стране, так и в Европе доказывает, что у современного типа сада при всех преимуществах (высокая урожайность, скороплодность, отличное качество плодов) есть несколько существенных недостатков – это высокая капиталоемкость яблочного бизнеса из-за необходимости создания производственной базы (от 3 до 4 млн. руб./га), это высокая стоимость закладки сада (более 1 млн. руб./га) и высокая себестоимость получаемых плодов. Этот показатель (с учетом хранения) находится в пределах от 12 до 15 руб./кг. Учитывая, что практически все передовые хозяйства страны имеют огромные кредиты, то себестоимость плодов за счет обслуживания этих кредитов, еще выше. Увеличение себестоимости в среднем по хозяйствам Ассоциации за счет только обслуживания кредитов составляет от 2 до 3 рублей на килограмм плодов. Но до последнего времени (до вступления в ВТО) все эти огромные затраты компенсировались стабильно высокой ценой реализации плодов на местном рынке в зимний период от 25 до 40 руб./кг.
Трагическое для отечественных садоводов вступление России в ВТО, с открытием границ для беспошлинного импортного яблока по демпинговым ценам, поставило всю многолетнюю стратегию развития российского садоводства, основанного на европейском типе высокозатратного шпалерно-карликового сада, под вопрос. Это объясняется тем, что нашим садоводам в настоящее время, без подготовительного периода, пришлось конкурировать на местном рынке с уже сформированной и отработанной системой производства высококачественных плодов и налаженным сбытом продукции через многочисленные логистические центры европейских стран. Столкнувшись со сложной проблемой реализации дорогого по себестоимости яблока, отечественные производители на себе почувствовали, как сложно конкурировать на рынке с иностранными производителями. У них себестоимость яблок за счет дотаций ЕС в два раза ниже, а качество отсортированных и упакованных в современных логистических центрах плодов и культура подачи своего товара, основанная на многолетних традициях, выше. Надо учитывать, что продажей своего яблока через сетевую торговлю наши конкуренты — европейские производители — занимаются уже более 15 лет, а передовые хозяйства РФ делают только первые шаги в этом направлении, на ходу «подтягивая» или строя с нуля необходимую техническую базу, что увеличивает себестоимость их плодов за счет обслуживания и погашения кредитов.
Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях важнейшим условием успешного развития отрасли садоводства является оснащенность современными холодильниками, применением прогрессивных технологий хранения и наличием линий товарной обработки. За годы перестройки техническая база хранения в силу экономических причин не совершенствовалась. Холодильники сильно изношены и морально устарели. В последние 8-10 лет только отдельные, наиболее сильные хозяйства, построили холодильники. В настоящее время обеспеченность отрасли садоводства в холодильных емкостях составляет менее 40%. В странах ЕС эта цифра приближается к 75-85%.
Снижение объёма государственной поддержки параллельно со снижением таможенных пошлин и, учитывая высокую капиталоёмкость отрасли, привело к резкому снижению инвестиционной привлекательности отрасли, отечественные предприятия сворачивают свои программы по закладке новых садов. Площади под питомниками за последние два года снизились в 3,5 раза и это сокращение в 2014 году продолжается усиленными темпами. Возникшие негативные процессы приведут в будущем к существенному сокращению отечественного производства плодово-ягодной продукции.
К сожалению, Государственная программа у нас в стране не предусматривает целевых субсидий на такие актуальные для развития производства направления государственной поддержки, как: установка шпалеры в садах интенсивного типа, установка защитных противоградовых сеток, устройство капельного орошения садов, строительство и реконструкция фруктохранилищ.
Анализ обстановки, сложившейся на отечественном рынке плодов, после вступления в ВТО и критическая ситуация в отрасли позволяют констатировать, что странами Евросоюза ведется целенаправленная поэтапная политика развала общественного сектора России по производству плодов и ягод. Ведется настоящая торговая война, где отечественное садоводство проигрывает по всем направлениям.
Определяя направления развития отрасли необходимо учесть опыт сран с развитым садоводством и проанализировать их успешный путь по созданию индустрии производства плодов. Примером могут служить Восточно-Европейские страны. Мы систематизировали пять основных этапов становления садоводческой отрасли в ЕС (основного нашего конкурента на рынке плодов):
Первым этапом стало создание оптимальных условий для реконструкций большинства садов в странах Восточной Европы на базе широкого применения интенсивных шпалерно-карликовых садов. Закладка таких садов — очень дорогое удовольствие. Цена сада на карликовых подвоях колеблется от 1 до 1,5 млн. руб./га. Учитывая, что ни один фермер не в состоянии за свои деньги провести быструю реконструкцию садов (а еще 10 лет назад в большинстве садов доминировали старые типы садов и мало-конкурентные сорта), ЕС финансово стимулировало массовую закладку современных садов и, соответственно, ускоренную смену сортимента, который отвечает высоким товарным требованиям сетевой торговли – достаточной твердости на уровне 8-10 кг/см2, лежкоспособности на уровне 6-9 месяцев, способности лежать на полке в супермаркете до 1 месяца, привлекательным внешним видом. В этих садах кроме посадочного материала (субсидированного на 50%) ЕС субсидирует строительство шпалеры и системы орошения и фертигации (от 50 до 75%). Парадокс в том, что закладка современного интенсивного сада в Европе, за счет субсидий, в 2,5 раза дешевле, чем у нас, а организация яблочного бизнеса с производством 1000 т плодов дешевле в 4,8 раза. За последние 5 лет реконструкция садов в России носит точечный характер и исключительно в крупных садоводческих предприятиях, которых на всю страну единицы. Большинство наиболее пригодных площадей в садообороте садоводческих хозяйств находятся под старыми запущенными и давно списанными садами, которых десятки тысяч гектар по всем садоводческим регионам и которые являются эффективными рассадниками болезней и вредителей, в т.ч. карантинных. Обещанная помощь государства (согласно Госпрограмме) на раскорчевку и рекультивацию земель под садами после секвестрования около 6 тыс. руб./га т.е. не более 10% от фактических затрат, что оставляет эту программу в основном только на бумаге. Закладка новых садов производится на новых землях без лесополос и ветроломных посадок (что резко снижает зимостойкость садов, основного лимитирующего фактора у нас в стране), выводя эти земли из полевых севооборотов.
На втором этапе учитывая, что наиболее перспективным и развивающимся сегментом рынка плодов в настоящее время является сетевая торговля в крупных супермаркетах, ЕС направил огромные финансовые ресурсы, чтобы помочь своим производителям плодов и существенно повысить их конкурентоспособность с целью полностью захватить этот развивающийся рынок и не допустить в него российских производителей. В развитие этого направления, за счет денег Евросоюза, за последние пять лет во всех садоводческих регионах построены и продолжаются строиться сотни Логистических центров. Каждый из них имеет в своей структуре – крупный холодильник (на 5-15 тыс. тонн), зал товарной обработки, современную сортировочную линию (на 50-100 т/смену), машины по производству тарной упаковки, упаковочные и погрузочные машины, современные подъездные пути, погрузочные площадки. Это позволило на базе Логистических центров объединить большинство мелких фермеров по всей Восточной Европе в кооперативы, соединив прежде разрозненные небольшие объемы неоднородной продукции в огромные однородные товарные партии – неотъемлемое условие работы с торговыми сетями. Строительство холодильников за счет ЕС позволило фермерам сохранить финансовую независимость и мотивацию для дальнейшего развития своего бизнеса.
Третьим этапом эффективной помощи своим производителями плодов явилось целенаправленное искусственное снижение себестоимости плодовой продукции в странах Евросоюза с целью — направить часть этой продукции на российские региональные рынки, которые раньше были недосягаемыми для импортного яблока из-за их высокой цены. Дело в том, что наши производители до вступления в ВТО повсеместно доминировали на местном рынке, имея возможность продавать свое яблоко в низких ценовых категориях (от 15 до 30 руб за кг.) и практически не пересекались с импортным яблоком на местном уровне, у которого цена составляла 30-45 руб за килограмм. Вступление в ВТО стало первым этапом резкого снижения цены импортного яблока, который снизил пошлину (и, соответственно, себестоимость импортного яблока) на 8 руб./кг и в перспективе практически полностью ее уберет в течение 4 лет. Уже это позволило европейским производителям конкурировать на рынке плодов на местном региональном уровне в низких ценовых рамках — до 30 руб./кг.
Четвертым этапом стало искусственное снижение фактической себестоимости плодов на стадии производства. ЕС взяло на себя самую затратную статью расходов яблочного бизнеса – строительство инновационных холодильников с РГС и с современными сортировочными машинами. В России этот процесс, который отечественные производители делали за счет своих и кредитных средств, повсеместно за последние 5 лет превратил все крупные садоводческие хозяйства в миллионеров по долгам. Все хозяйства должны банкам сотни миллионов и даже миллиарды. Только обслуживание этих кредитов (проценты по кредитам) повышают себестоимость плодов на 2-3 руб./кг. Погашение основного кредита на строительство холодильника, хотя бы в течение 5 лет, повышает себестоимость еще на 3-5 руб./кг и делает производство яблок на этот период убыточным. Все это сделало практически всех садоводов экономически уязвимыми и постоянно зависимыми от финансовых и государственных структур и не позволяет отечественным садоводам вести расширенное воспроизводство. Все имущество заложено, постоянное перекредитование, вынужденное использование дорогих коммерческих кредитов, невозможность свободно распоряжаться своим имуществом – это ежедневные реалии каждого руководителя садоводческих хозяйств России.
Пятым этапом стало повышение эффективности труда за счет быстрой модернизации машинно-тракторного парка садоводов. ЕС субсидирует покупку новой техники на 50 — 75%. Это позволило большинству европейских садоводов быстро перейти на новые экономичные и надежные трактора, специально производящиеся для садоводов. И этот процесс продолжается и даже набирает обороты. Последнее время в Польше специализированные фирмы работают в две смены, оформляя субсидированные покупки новой техники – узких садоводческих тракторов, комбайнов для уборки плодов, опрыскивателей, косилок, гербицидников. На этом фоне отечественный машинно-тракторный парк со средним возрастом в 15 – 20 лет выглядит жалкой свалкой металлолома.
Нам следует помнить, что развитие этой отрасли в нашей стране имеет государственное значение, т.к. плоды и ягоды – это продукты здоровья, это важнейшие продукты питания для всех групп населения. Важнейшей составляющей развития отрасли являются целевая поддержка науки и специального образования. На селе тотальный дефицит кадров.
С учетом изложенного, предлагаем, с целью обеспечения конкурентоспособности отрасли садоводства после вступления Российской Федерации в ВТО, предусмотреть увеличение государственной поддержки отрасли для сохранения рабочих мест, обеспечения российского потребителя безопасным, экологически чистым отечественным продуктом по следующим направлениям:
I. Беспошлинный ввоз, а также отмену НДС, невозвратного для сельскохозяйственных товаропроизводителей, по товарно-материальным ценностям, не имеющим отечественных аналогов:
1.1. Импортных тракторов и специализированных сельскохозяйственных машин для садоводства, приобретение которых обходится в 2 раза дороже.
1.2. Оборудование для хранения и товарной обработки плодов с целью круглогодичного обеспечения потребителя свежими фруктами. В результате приобретения за рубежом удорожание происходит в 1,5 раза.
1.3. Безвирусного посадочного материала. В связи с отсутствием специализированных лабораторий и питомников на территории Российской Федерации, садоводы вынуждены приобретать импортный посадочный материал. Удорожание для российских предприятий по сравнению с нашими конкурентами за рубежом происходит в 3 раза.
1.4. Противоградовой сетки. Основной объем российских фруктов производится в зонах, подверженных повреждению градом. Сумма затрат по приобретению противоградовой сетки на 1 га составляет 550 тыс. руб.
II. Государственная поддержка в виде субсидий
2.1. В условиях роста затрат по основным статьям производства и снижения уровня поддержки таможенной защиты просим вернуть суммы государственного субсидирования затрат по закладке многолетних насаждений по интенсивным технологиям, включая установку шпалеры, и уходных работ за молодыми многолетними насаждениями в соответствии с плановыми показателями Госпрограммы.
2.2. В связи с отменой льготных цен на приобретение горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, просим предусмотреть погектарные субсидии по уходным работам за плодоносящими многолетними насаждениями.
2.3. Увеличить в разы финансирование работ по раскорчевке и рекультивации земель под старыми садами.
2.4. Субсидировать на 50% закладку новых садов, строительство оросительных систем, шпалеры, холодильников и покупку сортировочных линий, модернизацию машинно-тракторного парка.
III. Внести изменение в налоговое законодательство России:
3.1. При определении налогооблагаемой базы по ЕСХН изменить период признания расходов по затратам на закладку и уходные работы за молодыми многолетними насаждениями. Принимать настоящие расходы в налоговый период, т.е. в календарный год, а не при вводе молодых насаждений в эксплуатацию, через 4-5 лет.
IV. Заградительные меры по защите отечественного рынка:
4.1. Увеличить ввозные таможенные пошлины на импортные яблоки и концентрат.
Считаем, что положительное решение изложенных вопросов позволит в ближайшие 10-15 лет решить проблему существенного увеличения производства отечественных дешевых плодов высокого качества в 3-4 раза, их хранение и значительно улучшить обеспечение населения высоковитаминной безопасной продукцией, создать новые рабочие места и эффективно пополнить бюджет страны налоговыми отчислениями и обеспечить продовольственную безопасность страны.