Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Зейналов А.С., Метлицкий О.З. Ключевая проблема защиты смородины// Состояние и перспективы развития ягодоводства в России (Материалы Всерос. научно.-метод. конф. 19-22 июня 2006). –Орел: Изд-во ВНИИСПК, 2006-с.117-122.

Ключевая проблема защиты смородины

Совместное повреждение смородины черной галловым почковым клещом (Cecidophyopsis ribis Westw)) и поражение переносимым им вирусом реверсии (blаск currant reversion nepovirus, BRV) приводит к бесплодию растений при невозможности эффективной защиты в полевых условиях. В Англии, где впервые столкнулись с повреждением клещом (болезнь была описана полвека спустя) предпочитали выращивать вместо смородины крыжовник вплоть до пандемии американской мучнистой росы. Синдром реверсии — галлового клеща на смородине встречается ныне во всех регионах в мире и нередко лимитирует её возделывание (Метлицкий и др., 2005, Jones, 2000).

Смородина сорта — Перун

Частичный успех в снижении потерь от синдрома был обеспечен за счет внедрения системы производства здорового посадочного материала, подавления клеща при его миграции из почек в период цветения — начала формирования ягод и создания сортов смородины, устойчивых к клешу или вирусу (путем скрещиваний с R. dikuscha, R.nigrum var.sibiricum и некоторыми другими видами черной смородины), либо использования комплексного иммунитета смородинно — крыжовниковых гибридов (Огольцова, 2002, Trajkowski, Anderson, 1993).

Однако внедрение этого комплекса приемов в отечественную практику столкнулась с рядом трудностей:

  • размножение первично оздоровленных растений не достигало цели в условиях недостаточной изоляции от зараженных товарных и индивидуальных насаждений, а порой и от природных резервации клеща в диких смородинниках (Метлицкий и др., 2005);
  • ягодоводы не были информированы о разнообразных способах расселения галлового почкового клеща (поселение одной особи на растение которого оказывается достаточным для передачи вируса)» в частности, распространение вредителя на значительные расстояния осуществляется не только с заселенным посадочным материалом, но и потоками воздуха (в которые клещи нацеленно выпрыгивают из почек). Меньшие масштабы имеет разнос клеща с брызгами воды, на теле пчел и разнообразных вредных и полезных насекомых, пауков и т. д., посещающих кусты смородины, одежде работающего персонала, режущем инструменте и других орудиях ухода за растениями (Suski, 1990, Fenton et а1, 2000, Jones, 2000);
  • тиодан был изъят из использования без обеспечения альтернативного ему синтетического пестицида или биологического агента борьбы (Метлицкий и др., 2005);
  • использование устойчивых сортов, полученных путем гибридизации с различными видами черной смородины, было осложнено появлениием агрессивных популяций С. ribis, выявлением агрессивной R-формы реверсии (вызывается ВRV во взаимодействии с рабдовирусом или фитоплазмой из группы желтухи астр), а также других векторов ВRV, включая С. SPICATA Fenton et al, вредителя красной и черной смородины, красносмородинного крупногаллового клеща С. Selachdon van Eyden, а кроме того. вредящего черной и красной смородине и особенно крыжовнику крыжов- никового почкового негаллообразующего клеща С. Groossulariae Collinge (Hummer et al а1, 1999, Jones, 2000, Spak et а1,2004).

В последнее время эквивалентное черной смородине массовое поражение реверсией констатировано на красной смородине (Ермолаева, Арсеньева, 1994, Лопез, 2000). Новые виды почковых клещей можно отличить от С. ribis только с помощью электронного микроскопа, а массовая их диагностика, равно как вируса реверсии, была обеспечена лишь с помощью молекулярных методов на основе полимеразной цепной реакции (Fenton et al, 2000, Jones, 2000).

Нами в ходе разработки интегрированной системы защиты черной смородины в 1989-2005гг уточнены встречаемость и аспекты биоэкологии почковых клещей и мер борьбы с ними на Ribes sрр.

Смородина сорта — Ядрёная

С. ribis и реверсия были выявлены практически во всех обследованных насаждениях черной смородины, в 5 областях Нечерноземья. Ущерб от этого синдрома столь велик, что флагман отечественного ягодоводства ЗАО «Совхоз им. Ленина» Московской области отказался выращивать эту культуру из-за нерентабельности. Тотально, хотя и не в одинаковой степени, страдали от синдрома свыше 120 просмотренных нами сортов черной смородины в коллекциях селекционеров и госсортоучастков. В селекционном генофонде ВСТИСП лишь сорт Грация оказался свободным от С. Ribis из более, чем ста проверенных сортов, 85% из них были явно поражены реверсией.

Практически во всех обследованных посадках красной и белой смородины в Московской и Кировской области были отмечены реверсия и предположительно С. Selachdon. В селекционной коллекции ВСТИСП особенно сильно поврежденными клещом были сорта Голландская красная, Замок Хаутона, Задунайская, Констактиновская, Натали, Рачновская, Ред ЛейЖ умеренно поврежденными были сорта Йокхер Ван Тете, Мелодия, Надежда, Чулковская, Голландская розовая, Ранняя сладкая, Рондом, Сер-пантин, Фертоди Пирас, незначительно страдали от повреждения Алмазная, Роте Шпетлезе, Хейз. Явно пораженными реверсией с симптомами, типичными для R. nigrum) было свыше 80% проверенных сортообразцов красной и белой смородины. Наши оценки реакции сортов в ряде случаев оказались противоположными таковым других авторов. Это ещё раз указывает на необходимость оценки сортоустойчивости в условиях исскуственно выравненного исходного заражения.

В коллекции крыжовника ВСТИСП в почках сортов Смена и Северный капитан был выявлен предположительно С. grossulariae. На черной, красной и белой смородинах было выявлено 3 типа повреждения почек: крупные кочанообразные галлы, на красной и белой смородине локализованные преимущественно в верхней части кроны (в основном на верхушках побегов и ветвей) (симптомы повреждения С. ribis черной и С. Selachdon красной смородины, по Fenton е1 а1, 2000), относительно мелкие округлые галлы в основном в средней и нижней части кроны, характерные для С. Spicata (Fenton е1 а1, 2000) и внешне здоровые, но содержащие клешей и нередко погибаюшие почки.

Последние отмечены в 7,1 % случаев над галлами и в 5,7% случаев под ними. Это доказывает нецелесообразность применение крайне трудоемкого метода выщипывания галловых почек (Зейкалов, 1999), Поврежденные почки крыжовника обычно не отрастали, но иногда выявлялись в слабой степени и повреждения листьев (измельчение листовых пластинок, усыхающие пузыри на них, энации на черешках и жилках (Hunter, 1999, Fenton et а1, 2000). Наше гипотетическое обнаружение С. grossulariae, С. selachdon и С. spicata в России нуждается в подтверждении методами молекулярной диагностики. В пользу нашей гипотезы говорит распространения всех трех видов в сопредельных с Россией странах.

Период миграции С. ribis из почек оптимален для химической борьбы с ними. Он может длиться 7 и более недели, но более 80% из обитающих в одной почке десятков тысяч клещей мигрирует в течение 2-3 недель. Фенологическое прогнозирование сроков миграции не оправдывает себя, так как они зависят от условий погоды и являются одновременными на сортах с разными сроками цветения. Сроки миграции в первую очередь зависят от изменений температуры воздуха. В годы с холодной, затяжной и дождливой весной (например, 2004г.) миграция запаздывает и может приостанавливаться с резкими похолоданиями, значительно отстает от фенологического развития хозяина. Даже по окончании цветения значительная часть клещей остается во внутренних, а не наружных чешуях почек.

В годы теплой, сухой, дружной весны (например 2002 г.) более ¾ клещей покидает почки еще до конца цветения. Прогнозирование сроков миграции C. ribis по-видимому, может быть облегчено вычислением сумм эффективных температур, превышающих порог развития (40°С) : 50% особей их мигрирует по достижении примерно 316 градусодней(Cross, Ridout, 2001).

В борьбе с C. ribis нами продемонстрирована целесообразность опрыскивания 0,2% фитовермом к.э. (2г/л). Этот биопестицид можно применять вплоть до 2 дней до начала сбора ягод, но при температурах свыше 15°С и по сухой листве (Зейналов, 2002).

Высокоэффективным оказалось так же периодическое омолаживание – срезка кустов до уровня почвы. Она не освобождает, однако, от реверсии, практична при наличии до 1/3 «махровых кустов», которые подлежат раскорчевке (Зейналов, 2003).

Известно, что в 90% случаев занос C. Ribis на плантации связан с использованием поврежденных саженцев. Даже при заносе единичных поврежденных кустов, вредитель через 3 года может заселять 80% и более растений (Suski, 1990). Поэтому необходимо упорядочить покустные обследования и прочистки маточников и питомников смородины. Их следует проводить не менее 2 раза в год, в том числе и осенью после листопада. Крайне необходима молекулярная диагностика латентного заражения реверсией. При обнаружении в посадке даже единичных галловых почек все побеги следует срезать до уровня почвы и сжигать.

Маточники и питомники следует изолировать друг от друга, от промышленных и индивидуальных плантаций, дикорастущих смородины и крыжовника согласно стандартам ЕОЗР (Метлицкийи др., 2005). Необходимо также сводить к минимуму сроки эксплуатации насаждений и число этапов размножения клонов от первичного оздоровления до реализации на закладку плантаций. Садозащитные полосы должны быть на пути ветров, дующих со стороны поврежденных и старых насаждений. Необходимо оздоровить генофонды смородины и крыжовника в селекционных центрах и сети госсортоиспытания и организовать отбор на устойчивость в условиях изоляции на искусственно выровненном инвазионно-инфекционном фоне.

Литература

  1. Ермолаева Л.В., Арсеньева Т.В. К вопросу об устойчивости красной смородины к смородинному почковому клещу//Защита растений от вредитей и болезней/Сб. научных работ СПБГАУ.-СПБ.1994.с. 13-18.
  2. Зейналов А.С. Некоторые особенности проявления симптомов повреждения черной смородины почковым клещом и поражения махровостью//Плодоводство и ягодоводство России/Сб. научных трудов ВСТИСП.-М.2002, т.6, с. 205-209
  3. Зейналов А.С. Биопестицид Фитоверм, к.э. (2г/л) в борьбе с вредителями смородины/Плодоводство и ягодоводство России/Сб. научных работ ВСТИСП.-М.2002, т.9.с. 327-333.
  4. Зейналов А.С.комплекс агрофитосанитарных мероприятий и омолаживающая обрезка как важные элементы экологически безопасного производства ягод черной смородины// Плодоводство и ягодоводство России/Сб. научных трудов ВСТИСП.-М.2003, т.10, с.256-264.
  5. Метлицкий О.З., Метлицкая К.В., Зейналов А.С., Ундрицова И.А. основы защиты растений в ягодоводстве от вредителей и болезней. –М.ВСТИСП, 2005, 380 с.
  6. Огольцова Т.П. Селекция черной смородины – прошлое, настоящее и будущее. –Тула: Приок.кн. изд-во, 1992, 380.
  7. Cross J. V., Ridout M. S. Emergence of black currant gall mite from gaJls , in spring. //Joum. Hortic. Sci. and Biotechnology-2001, Vol. 76 N3, p. 31J-319.
  8. Fenton B.. Birch A.N.E., Malloch G.t Lanham P.G, Brennan R.M. Gall mite molecular phytogeny and its relationship to the evolution of plant host specificity. //Exper. and Appl. Acarology-2000, Vol. 24, N10/I I, p. 831-861
  9. Hummer K.Е„ Postman J.D., Carter J., Gordon S.C Survey of gooseberry mite infestation in Ribes L. //HortScience-1999, Vol. 34, p. 678-680.
  10. Jones AT. Black currant reversion disease — the probable causal agent, eriophyid mite vectors, epidemiology and prospects for control. //Virus Research- 2000, Vol. 21, N J/2, p. 71-84.
  11. Spak J„ Pribylova J., Kubelkova D., Spakova V. The presence of phytof plasma in black currant infected with the blackcurrant reversion disease //Joum. Phytopathology-2004. Vol. 52, Nl 1/12, p. 600-605
  12. Suski Z. W. Kfopoty z wielkopakow cem porzeczkowymJ/Ogrodnictwo — 1990, T. 25,2., 11, p. 4-6.
  13. Trajkovski V.. Anderson M. Progress in breeding black currant : resistance to reversion disease and its «big bud» mite vector. //Plantsmann — 1993. Vol. p5, N2, p. 68-72.
Члены АППЯПМ
Репяшник Виталий Васильевич

Репяшник Виталий Васильевич

генеральный директор ООО «Аик-Агросистемс», г. Краснодар





Авторские права © 2008-2024 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.