Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Мешков А.В.
Директор Плодоовощного института им. И.В.Мичурина

Основные направления развития овощеводства в Российской Федерации

Состояние отрасли

  • Переход овощеводства на рыночные условия сопровождается уменьшением производства овощей в крупнотоварном (общественном) секторе (около 10%) и увеличением его в мелких хозяйствах населения (90%). Для сравнения: в 1990 году в крупнотоварном секторе производилось 76% овощной продукции, а в подсобных хозяйствах — 24%
  • В последние годы производство овощей в стране достигло уровня 12-13 млн. тонн, что на 20-25% больше показателей 1990 года. При этом средняя урожайность выросла со 154 ц/га до 180 ц/га. Уровень самообеспечения по овощам достигает 84-87%.

Основное производство овощей

Три источника и составные части овощного бизнеса в России

Три составляющие части овощного бизнеса

Антоциановая окраска мякоти картофеля

Чипсы из перуанских образцов картофеля с окрашенной мякотью

Наличие государственных программ

Наличие государственных программ

Наращивание товарного производства овощей предусматривается за счет:

  • применения высокоурожайных с высокими потребительскими качествами сортов и гибридов овощных культур, обладающих комплексной устойчивостью к возбудителям болезней;
  • внедрения в производство современных технологий выращивания, уборки и хранения овощей;
  • разработки и внедрения в производство специальных сельскохозяйственных машин и технологического оборудования для каждой группы овощных культур, современных энергосберегающих теплиц и оборудования для защищенного грунта;
  • строительства в хозяйствах современных овощехранилищ с регулируемым микроклиматом, строительства и реконструкции промышленных теплиц

В перспективе к 2020 году для повышения эффективности отрасли и снижения рисков необходимо довести долю крупных специализированных хозяйств в производстве овощей не менее чем до 30%.

Отрасль защищенного грунта

  • Последние 35 лет отрасль защищенного грунта в России медленно и уверенно деградирует.
  • Площади под теплицами сократились с 4,7 тыс. га до 1, 8 тыс. га.
  • Десятки НИИ занимавшиеся разработкой и внедрением новых агротехнологий, тепличного оборудования и селекцией практически прекратили свое существование
  • Свыше 75% находящихся на балансе тепличных хозяйств площадей были построены в 70-е годы.

Государственная поддержка отрасли защищенного грунта

  • Государство предполагает взять на себя затраты на возмещение ставки рефинансирования при обслуживании полученных кредитов, а также 20% расходов промышленных теплиц на электроэнергию.
  • Предусматривается введение запрета штрафных санкций поставщиков энергоносителей за перебор или недобор утвержденных ранее объемов со стороны получателя.
  • Есть пункты о льготах при страховании рисков теплиц.
  • К 2020 году, по прогнозам Минсельхоза, площадь российских теплиц составит 4,7 тысяч га, а производство тепличных овощей должно вырасти до 1,7 млн. тонн в год. Таким образом, государство считает реальным за 9 лет увеличить площади теплиц и валовой сбор овощей закрытого грунта более чем в 3 раза.

Инновационная модернизация овощеводства по следующим направлениям:

  • технологическое переоснащение отрасли на основе энерго-ресурсосбережения;
  • внедрение адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;
  • активизация инновационных процессов в сферах использования достижений в селекции и семеноводстве
  • создание инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Эффективность малых форм хозяйствования (КФХ, ЛПХ) во многом будет зависеть:

  • Строительства мощностей по глубокой переработке сельхозпродукции,
  • Создания двухзвенной логистической инфраструктуры по хранению, переработке, сбыту и транспортировке сельхозпродукции, объединяющей крупные логистические центры и сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые кооперативы в местах производства сырья.

Факторы сдерживающие инновационный путь развития овощеводства:

  • выраженное нежелание Банков предоставлять кредиты в форме проектного финансирования;
  • серьезные проблемы при присоединении к сетям электро- и газоснабжения;
  • отсутствие во многих регионах мер государственной поддержки инвестиционных проектов и применяемых инноваций.

Мировые тенденции

  • Будущее торговли продукцией свежего потребления в Западной Европе опирается на 10 крупных сетей розничной торговли, получающих продукцию от 10-15 поставщиков продовольственных продуктов и предлагающих продукцию со всего света круглый год.
  • Преобладающая политика производителей будет иметь дело с такими проблемами, как рабочая сила, окружающая среда, энергетика, преизбыток транспортных потоков и недостаток свободного места.
  • Сертифицированные гарантированные схемы начинают становиться более важными, гарантированные продажи будут только для тех, кто работает в тесном сотрудничестве с цепочками.
  • Объемы реализации продукции свежего потребления не будут существенно изменяться. Тем не менее, изменится количество денег, затрачиваемых на потребление пищи( до 45% бюджета потребителей на продовольствие /30% в настоящее время/).

Основные стратегии выживания для овощеводов:

  • Затраты на производство предлагают низкие цены для приемлемого качества.
  • Качество предлагается наивысшее по приемлемой цене.
  • Сосредоточение на рынке (предполагает выращивание именно того, что покупатели действительно хотят).
  • Продукты ниш и инновационные продукты — это разработки специализированной продукции (специальные формы или окраски томатов и т.п.).
Члены АППЯПМ
Швец Константин Валерьевич

Швец Константин Валерьевич,

генеральный директор фирмы ООО «ФитоМаг», г. Москва





Авторские права © 2008-2024 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.