Мешков А.В.
Директор Плодоовощного института им. И.В.Мичурина
Основные направления развития овощеводства в Российской Федерации
Состояние отрасли
- Переход овощеводства на рыночные условия сопровождается уменьшением производства овощей в крупнотоварном (общественном) секторе (около 10%) и увеличением его в мелких хозяйствах населения (90%). Для сравнения: в 1990 году в крупнотоварном секторе производилось 76% овощной продукции, а в подсобных хозяйствах — 24%
- В последние годы производство овощей в стране достигло уровня 12-13 млн. тонн, что на 20-25% больше показателей 1990 года. При этом средняя урожайность выросла со 154 ц/га до 180 ц/га. Уровень самообеспечения по овощам достигает 84-87%.
Основное производство овощей
Три источника и составные части овощного бизнеса в России
Три составляющие части овощного бизнеса
Антоциановая окраска мякоти картофеля
Чипсы из перуанских образцов картофеля с окрашенной мякотью
Наличие государственных программ
Наличие государственных программ
Наращивание товарного производства овощей предусматривается за счет:
- применения высокоурожайных с высокими потребительскими качествами сортов и гибридов овощных культур, обладающих комплексной устойчивостью к возбудителям болезней;
- внедрения в производство современных технологий выращивания, уборки и хранения овощей;
- разработки и внедрения в производство специальных сельскохозяйственных машин и технологического оборудования для каждой группы овощных культур, современных энергосберегающих теплиц и оборудования для защищенного грунта;
- строительства в хозяйствах современных овощехранилищ с регулируемым микроклиматом, строительства и реконструкции промышленных теплиц
В перспективе к 2020 году для повышения эффективности отрасли и снижения рисков необходимо довести долю крупных специализированных хозяйств в производстве овощей не менее чем до 30%.
Отрасль защищенного грунта
- Последние 35 лет отрасль защищенного грунта в России медленно и уверенно деградирует.
- Площади под теплицами сократились с 4,7 тыс. га до 1, 8 тыс. га.
- Десятки НИИ занимавшиеся разработкой и внедрением новых агротехнологий, тепличного оборудования и селекцией практически прекратили свое существование
- Свыше 75% находящихся на балансе тепличных хозяйств площадей были построены в 70-е годы.
Государственная поддержка отрасли защищенного грунта
- Государство предполагает взять на себя затраты на возмещение ставки рефинансирования при обслуживании полученных кредитов, а также 20% расходов промышленных теплиц на электроэнергию.
- Предусматривается введение запрета штрафных санкций поставщиков энергоносителей за перебор или недобор утвержденных ранее объемов со стороны получателя.
- Есть пункты о льготах при страховании рисков теплиц.
- К 2020 году, по прогнозам Минсельхоза, площадь российских теплиц составит 4,7 тысяч га, а производство тепличных овощей должно вырасти до 1,7 млн. тонн в год. Таким образом, государство считает реальным за 9 лет увеличить площади теплиц и валовой сбор овощей закрытого грунта более чем в 3 раза.
Инновационная модернизация овощеводства по следующим направлениям:
- технологическое переоснащение отрасли на основе энерго-ресурсосбережения;
- внедрение адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;
- активизация инновационных процессов в сферах использования достижений в селекции и семеноводстве
- создание инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Эффективность малых форм хозяйствования (КФХ, ЛПХ) во многом будет зависеть:
- Строительства мощностей по глубокой переработке сельхозпродукции,
- Создания двухзвенной логистической инфраструктуры по хранению, переработке, сбыту и транспортировке сельхозпродукции, объединяющей крупные логистические центры и сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые кооперативы в местах производства сырья.
Факторы сдерживающие инновационный путь развития овощеводства:
- выраженное нежелание Банков предоставлять кредиты в форме проектного финансирования;
- серьезные проблемы при присоединении к сетям электро- и газоснабжения;
- отсутствие во многих регионах мер государственной поддержки инвестиционных проектов и применяемых инноваций.
Мировые тенденции
- Будущее торговли продукцией свежего потребления в Западной Европе опирается на 10 крупных сетей розничной торговли, получающих продукцию от 10-15 поставщиков продовольственных продуктов и предлагающих продукцию со всего света круглый год.
- Преобладающая политика производителей будет иметь дело с такими проблемами, как рабочая сила, окружающая среда, энергетика, преизбыток транспортных потоков и недостаток свободного места.
- Сертифицированные гарантированные схемы начинают становиться более важными, гарантированные продажи будут только для тех, кто работает в тесном сотрудничестве с цепочками.
- Объемы реализации продукции свежего потребления не будут существенно изменяться. Тем не менее, изменится количество денег, затрачиваемых на потребление пищи( до 45% бюджета потребителей на продовольствие /30% в настоящее время/).
Основные стратегии выживания для овощеводов:
- Затраты на производство предлагают низкие цены для приемлемого качества.
- Качество предлагается наивысшее по приемлемой цене.
- Сосредоточение на рынке (предполагает выращивание именно того, что покупатели действительно хотят).
- Продукты ниш и инновационные продукты — это разработки специализированной продукции (специальные формы или окраски томатов и т.п.).