Статья опубликована на сайте Министерства сельского хозяйства www.mcx.ru. Источником данной информации является вышеуказанный сайт.
Сельское хозяйство: взгляд в будущее
Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ
Сельское хозяйство страны за последние 10 лет сильно изменилось. Благодаря комплексной, системной поддержке со стороны государства в отрасль пришли инвестиции, новые технологии, эффективные менеджеры. Самым убедительным доказательством достигнутых позитивных результатов является устойчивый рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции — зерна, картофеля, овощей и мяса. Учитывая такую динамику развития, значительный природно-ресурсный потенциал нашей страны становится очевидным, что одной из основных точек роста АПК в долгосрочной перспективе будет экспорт. Для решения этой задачи будут применяться адресные меры поддержки следующих стратегических направлений в отрасли: логистики и инфраструктуры, переработки, малых форм хозяйствования, а также мелиорации и страхования. Важнейшим приоритетом останется устойчивое развитие сельских территорий.
Реализация этих подходов позволит обеспечить диверсификацию сельской экономики, повысить уровень ее конкурентоспособности, благосостояния жителей села.
В отрасли — прирост
Системные перемены в российском агропромышленном комплексе связаны в первую очередь с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который стартовал в 2006 году, и последовавшей за ним Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.
За прошедшие пять лет отмечается устойчивый рост производства во всех базовых подотраслях АПК. Производство мяса птицы увеличилось почти в два раза, свинины — на 50%. Объемы производства зерна достаточны для обеспечения всех внутренних потребностей и наращивания экспортного потенциала.
Для скорейшего восстановления сельскохозяйственного производства после аномальной засухи 2010 года под руководством Владимира Путина был принят комплекс эффективных мер поддержки сельхозтоваропроизводителей. В результате негативные последствия стихии удалось успешно преодолеть. В этом году урожай зерна в чистом весе ожидается на уровне 90 млн тонн. С учетом переходящих остатков на начало сезона и объема внутреннего потребления — 72 млн тонн — экспортный потенциал на 2011/2012 сельскохозяйственный год оценивается в 20 млн тонн.
Производство мяса скота и птицы на убой по итогам года планируется на уровне 11 млн тонн, что на 450 тыс. тонн больше, чем в 2010 году. Основной прирост будет достигнут в птицеводстве — на 8,7% (+338 тыс. тонн). Производство свинины в живом весе увеличится на 5,3% (+160 тыс. тонн). Такая динамика во многом обусловлена наличием четко отлаженного механизма управления бюджетными средствами и своевременного доведения господдержки до ее конечных получателей.
Сельхозтоваропроизводителям в бюджеты субъектов РФ министерство направило более 80 млрд рублей, на сегодняшний день перечислено уже около 90% средств федерального бюджета. Кроме того, специальной комиссией министерства в текущем году одобрено 236 инвестиционных проектов на сумму 66 млрд рублей, что, несомненно, позитивно отразится на инвестиционном климате отрасли.
Слагаемые успеха: инфраструктура, логистика и переработка
К 2020 году Россия способна поставить за рубеж более 40 млн тонн зерна, как минимум 170 тыс. тонн мяса птицы и 200 тыс. тонн мяса свинины — продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, в ближайшее время экспорт объективно станет локомотивом отечественного сельского хозяйства. Это позволит не только укрепить позиции России на мировом сельскохозяйственном рынке, но и значительно повысить качество российской продукции, эффективность ведения сельскохозяйственного бизнеса, уровень доходов сельхозтоваропроизводителей.
Для гарантированного решения столь масштабных задач в долгосрочной перспективе наши усилия и внимание будут сконцентрированы на поддержке новых стратегически важных направлений — развитие инфраструктуры, логистики и переработки. Все они включены во второй этап Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, разработанной Министерством сельского хозяйства РФ. Этот комплексный документ содержит четкие ориентиры для всех участников агропродовольственного рынка на восьмилетний период, действенные механизмы поддержки аграрного производства и социального развития села.
Совершенствование инфраструктуры и логистики будет осуществляться за счет строительства и реконструкции мощностей по переработке, хранению и перевалке сельскохозяйственной продукции, увеличению пропускной способности логистической цепочки.
Предстоит значительно увеличить мощности по хранению зерна на Юге, Дальнем Востоке, в Сибири, модернизировать существующие и построить новые глубоководные зерновые портовые терминалы в морских портах Азово-Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского бассейнов, терминалы по перевалке зерна на основных судоходных реках.
Очевидно, что развитие инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка должно идти параллельно с развитием перерабатывающей отрасли. В связи с этим будет форсирована работа по строительству новых и реконструкции действующих перерабатывающих предприятий на основе инновационных технологий и современного оборудования. Основной механизм господдержки — выделение субсидированных кредитов на развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Министерство активно поддерживает развитие переработки прежде всего в малых формах хозяйствования в рамках экономически значимых региональных программ. В настоящее время утверждено более 10 региональных программ по этому направлению, включая «Развитие первичной переработки скота в Брянской области на 2011-2013 годы», «Развитие сыроделия и производства сухой сыворотки в Республике Мордовия на 2011-2013 годы».
Многоукладное сельское хозяйство
В предстоящий период реализации второго этапа Госпрограммы наряду с наращиванием производственного потенциала особый акцент будет сделан на устойчивом развитии сельских территорий. На это нацелена федеральная целевая программа, которая стартует с 2014 года. До этого времени продолжится выполнение программы по социальному развитию села. Основная цель — повышение уровня благосостояния селян на основе комплексного сбалансированного подхода к решению социально-экономических задач, сохранения природно-ресурсного и культурного потенциала села.
Особую роль в ее достижении будут играть малые формы хозяйствования. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства решают важнейшие задачи по социальному контролю над территорией, сохранению сельского образа жизни, поддержанию экологической устойчивости сельского хозяйства.
На долю фермеров и личных подсобных хозяйств приходится до половины производства всей сельскохозяйственной продукции — более 20% зерна и сахарной свеклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей. Темпы роста производства в фермерском секторе за последние десять лет в 4,3 раза выше, чем в целом по отрасли. Именно поэтому министерство сельского хозяйства делает все возможное для системной комплексной поддержки фермерства.
Для обеспечения фермеров землей принят Закон «О совершенствовании оборота земель сельскохозяйственного назначения». В качестве дополнительных мер министерство предоставляет субсидии на оформление земель в собственность (до 50% из федерального бюджета), а также будет способствовать снижению бюрократических барьеров при ее оформлении.
С 2012-го министерство приступает к реализации целевой ведомственной программы «Начинающий фермер», которая, в частности, предусматривает предоставление грантов на формирование производственной базы. Установленный объем финансирования программы — 2 млрд рублей.
Поддержка малых форм хозяйствования будет осуществляться в рамках реализации экономически значимых региональных программ. Напомню, что в 2010 году стартовал проект «Единой России» — «Российский фермер», разработанный с целью интеграции всех направлений государственной поддержки малого предпринимательства на селе. Результаты уже ощутимы. Обеспечена конструктивная обратная связь между федеральными, региональными органами АПК и представителями малых форм хозяйствования. В формате видеоконференций с фермерами обсуждено порядка 600 актуальных вопросов, по многим из них приняты конкретные решения.
Страховка от природных катаклизмов
Прошлогодняя аномальная засуха отчетливо продемонстрировала — устойчивое развитие АПК невозможно без современных инструментов, позволяющих снизить воздействие негативных факторов на экономику сельского хозяйства. Речь идет о мелиорации и агростраховании.
Разница в урожайности на мелиорируемых и немелиорируемых землях может достигать 10-15 раз. Именно поэтому ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» закреплена в качестве одного из базовых приоритетов новой Госпрограммы.
В результате ее реализации через 8 лет на мелиорированных землях можно будет собирать до 18,5 млн тонн овощей, что составляет свыше 90% от потребности, 1,5 млн тонн риса — 100%, 10,5 млн тонн зерна, 7,1 млн тонн или половину от необходимого объема плодово-ягодной продукции.
Развитие мелиоративного подкомплекса — трудоемкий и достаточно сложный процесс, в ходе которого следует учитывать региональную специфику. В этой связи Министерство сельского хозяйства РФ организовало сбор и анализ соответствующих программ субъектов, которые могут быть реализованы на принципах софинансирования. Минимизировать потери от природной стихии призван институт агрострахования с государственной поддержкой.
В этом году Госдумой был принят закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который вступает в силу с 1 января 2012 года.
Его реализация позволит выстроить принципиально новую систему сельскохозяйственного страхования, снизить нагрузку на сельхозтоваропроизводителя, который по новой схеме фактически будет выплачивать только 50% от общего страхового взноса. Государственная поддержка будет оказываться только по риску утраты или гибели урожая, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных путем перечисления по заявлению сельхозтоваропроизводителя в адрес страховщика оставшихся 50% от начисленной страховой премии.
Важной нормой закона является расширение перечня объектов сельхозстрахования. С 2013 года планируется распространение государственной поддержки на страхование рисков утраты (гибели) в животноводстве. Выполнение положений закона даст возможность увеличить долю застрахованных посевных площадей до 70%, что почти в два раза выше запланированного Госпрограммой показателя на 2012 год, снизить риски невыплаты страхового возмещения сельхозпроизводителям в случае банкротства отдельных страховых компаний, сэкономить средств федерального бюджета при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Прогноз развития АПК России
Современный агропромышленный комплекс России стоит на пороге нового этапа развития, который будет связан с полным насыщением внутреннего рынка основными сельскохозяйственными продуктами собственного производства и ростом экспортных поставок на мировой агропродовольственный рынок. Для этого есть все предпосылки — мощная государственная поддержка, благоприятный инвестиционный климат в отрасли, огромный ресурсный потенциал. Эффективное решение поставленных ближнесрочных и долгосрочных задач позволит перейти к инновационной модели АПК, в центре которой будет обеспечение продовольственной безопасности страны и комплексное устойчивое развитие села.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами.
В животноводстве продолжится планомерное наращивание производства мяса и молока. В этой связи необходимо активно использовать возможности селекции, совершенствования кормовой базы, оптимизации технологических процессов.
Это позволит уже в ближайшие 2-3 года полностью обеспечить себя основными продуктами питания и начать осваивать новые экспортные направления. В частности, к 2012 году мы полностью закроем внутренние потребности в мясе птицы, а в 2013 — мясе свинины.
Учитывая текущую динамику развития АПК России и комплекс реализуемых мер государственной поддержки, среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составлять не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов — 4,3-5%.
У нас также есть все основания прогнозировать дальнейшее улучшение инвестиционного климата в аграрной отрасли. Сегодня на 1 рубль государственных средств в агропромышленный комплекс привлекается до 10 рублей частных инвестиций. В течение ближайших 8 лет среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве будет достигать 8,8%. Это неизбежно скажется на темпах технологического обновления отрасли, позволит увеличить ее производственный потенциал, значительно повысить производительность труда и уровень доходов сельхозтоваропроизводителей.
В заключении хотелось бы отметить следующее. Благодаря комплексной масштабной работе Министерства сельского хозяйства РФ, отраслевых союзов и научных организаций определены четкие перспективные целевые ориентиры развития АПК России. Это тренд прозрачен и понятен для всех участников агропродовольственного рынка, включая наших зарубежных партнеров, и теперь нам предстоит большая работа по его последовательной реализации с учетом социально-экономических особенностей регионов, внутренних и внешних макроэкономических условий. Именно поэтому руководители каждого субъекта должны предельно отчетливо понимать стоящие перед ними в сфере АПК задачи, заблаговременно подготовиться к их успешному выполнению.
Убеждена, что совместными усилиями нам удастся вывести сельское хозяйство на качественно новый уровень развития.