Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Семёнова Елена Ивановна,
проректор по инновационному развитию и экономической работе ФГБОУ ВПО РГАЗУ,
доктор экономических наук, профессор

semenova_pr_2012_01_1

Необходимость решения важных задач в социальной, институциональной, макроэкономической и инвестиционной сферах требует преодоления снижения уровня жизни населения в результате экономического и финансового кризиса.
Это может быть достигнуто с помощью политики, направленной на стимулирование роста ВВП страны за счет повышения производительности экономики и расширения источников инвестиций.
В правовой пакет ВТО входят соглашения, составляющие единый многосторонний торговый договор, охватывающий следующие важные положения:

  • взаимное и безусловное предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования и национального режима;
  • применение дискриминационных внутренних налогов, таможенных сборов, технических, санитарных и фитосанитарных мер;
  • оговорены свобода транзита, гарантии против производного использования квотирования, антидемпинговых и компенсационных мер.

ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

  1. Россия обретет международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО, что будет содействовать продвижению российских интересов за рубежом. Не будет необходимости сохранения и пересмотра существующих двусторонних торговых договоров со странами ВТО
  2. Членство в ВТО позволит использовать существующий в ней эффективный механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций. Появятся основания для противодействия установлению торговых барьеров против российского экспорта
  3. Появится право на пересмотр применяемых ныне ограничений против российских товаров (47 антидемпинговых мер, 43 нетарифных барьеров, 7 защитных мер)
  4. Полноправное участие в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли, сможет оказывать реальное влияние на выработку будущих многосторонних соглашений, регулирующих мировую торговлю исходя из собственных национальных интересов

ОГРАНИЧЕНИЯ

  1.  Либеризация тарифного регулирования импорта в течение установленного переходного периода (в целом по товарам начальный уровень средневзвешенной ставки пошлин установлен в 14,8%, конечный — 11,5%; по сельскохозяйственным товарам – с 21,5 до 18-19%, по промышленным товарам – с 10,1 до 7,6%) По сельскохозяйственным товарам он не снижен ни по одному из базовых товаров, На конечный уровень ставки должны быть выведены через семь лет.
  2. Доступ иностранных производителей услуг на российский рынок. В сфере услуг оставлены открытыми всего 30 секторов, в 39 – иностранцы не будут допускаться вообще, а в 86 секторах будут предъявляться различные специфические требования. Более жесткие условия будут предъявлены к энергетическим услугам, части транспортных и медицинских услуг.
  3. Сокращение уровня государственной поддержки аграрного сектора с 8 млрд. долл. в 2012г до 4.4 млрд. долл. к 2017 г. От использования экспортных субсидий сельскохозтваров Россия отказалась.
  4. Проблемы согласования обязательств перед региональной интеграцией ТС и ВТО, приведения в соответствие отечественного законодательства, относящегося к торговой политике.

semenova_pr_2012_06_1ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

semenova_pr_2012_07_1ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА

semenova_pr_2012_08_1ДИНАМИКА ВАЛОВОГО НАДОЯ МОЛОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

semenova_pr_2012_09_1СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

semenova_pr_2012_10_1НОВОЙ ТОЧКОЙ РОСТА ОТРАСЛИ, С УЧЕТОМ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАНЕТ ЭКСПОРТ

semenova_pr_2012_11_1ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПО КЛАССИФИКАЦИИ ВТО
Меры «желтой корзины»:
— поддержка цен;
— сбытовые кредиты;
— финансирование: на единицу площади сельхозугодий, количество животных, средства производства, кредитные программы

Меры «зелёной корзины»:
— НИОКР, ветеринарные и фитосанитарные меры, подготовка кадров, ИКС, контроль за продовольственной безопасностью, маркетинг, сбыт, инфраструктура;
— продовольственные запасы;
— поддержка малоимущих;
— поддержка дохода (не за производство продукции);
— страхование урожая;
— устранение стихийных бедствий;
— охрана окружающей среды;
— помощь производителям в проблемных регионах

Меры «голубой корзины»:
— финансирование на фиксированные плошали и урожаи;
— финансирование на базовый уровень производства (не более 85%);
— финансирование на фиксированное поголовье скота

Критерий минимума:
— до 5% поддержки для конкретного продукта (до 10% — для развивающихся стран) стоимости всей сельхозпродукции страны;
— до 5% поддержки неконкретного продукта (до 10% — для развивающихся стран) стоимости всей сельхозпродукции страны;

semenova_pr_2012_12_1УРОВЕНЬ АГРЕГИРОВАННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ В ДОЛЛАРАХ НА 1 ГА СЕЛЬХОЗУГОДИЙ

semenova_pr_2012_13_1ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ МЯСА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

semenova_pr_2012_14_1ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

semenova_pr_2012_15_1ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

  • потребление России увеличится сначала на 16 млрд. долларов в год, а потом на 64 млрд.;
  • суммарный выигрыш при сохранении существующей переговорной позиции составит порядка 8-10 млрд. дол. в год;
  • толчок развитию сельского хозяйства;
  • ежегодный рост сельхозпроизводства в России будет составлять 7-9%.

ПЯТЬ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ВСТУПИЛИ В ВТО:

  • Кыргызстан (1998),
  • Грузия (2000),
  • Молдова (2001),
  • Армения (2003),
  • Украина (2008).

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВТО:

  • отрицательное сальдо торгового баланса Украины в 2010 году увеличилось в 1,6 раза и составило 9,3 млрд. долл, в первом полугодии 2011 года возросло еще в 2,3 раза и составило 5,5 млрд. долларов;
  • снижение ввозной пошлины на сахар с 300 евро за тонну до 50% ввозной пошлины и разрешение квоты на ввоз сахара-сырца из тростника объемом 260 тыс. тонн по льготной ставке в 2% привело к остановке более 50 заводов;
  • только в двух отраслях сельского хозяйства – в сахарной отрасли и в свиноводстве – за три года с 2008 года рабочие места потеряли около 50 тыс. человек;
  • защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже стран Евросоюза в 5-8 раз, в результате в 2010 году импорт свинины вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом, и составил 178,7 тыс. тонн;
  • негативные тенденции отмечаются также в винодельческой, молочной, пищевой промышленности;
  • против украинского экспорта действуют ограничения по 37 товарным группам общим ежегодным объемом более 1,2 млрд. долларов.

ПО РАСЧЕТАМ ЗЕРНОВОГО СОЮЗА РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ МЯСНОЙ АССОЦИАЦИИ ОЖИДАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:

  • непредвиденные потери сельхозпроизводителей зерновых культур от косвенного ущерба и недополученной прибыли до 56 млрд. руб. в год;
  • потенциальные годовые потери из-за ухудшения положения свиноводческой отрасли и снижения потребления кормов до 18 млрд. руб.;
  • от замедления развития разведения крупного рогатого скота — 12 млрд. руб., от удорожания минеральных и органических удобрений из-за отмены субсидий — 21 и 3 млрд. руб. соответственно, от биоэнергетики — 2 млрд. руб.;
  • снижение пошлины на импорт живых свиней с 40 до 5% и разница поддержки производителей мяса в ЕС до 40% будут препятствием для российского мясного экспорта и освоенными технологиями глубокой переработки зерна.

semenova_pr_2012_20_1РЕСУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОВОЩЕЙ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР, тысяч тонн

semenova_pr_2012_21_1РЕСУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРУКТОВ И ЯГОД, тысяч тонн

semenova_pr_2012_22_1ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, тысяч тонн

semenova_pr_2012_23_1ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, млн. долл США

semenova_pr_2012_24_1ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, тысяч тонн

semenova_pr_2012_25_1ИМПОРТ ОВОЩЕЙ ПО СТРАНАМ, 2010г.

semenova_pr_2012_26_1ФРУКТЫ И ЯГОДЫ В ПЕРЕСЧЕТЕ НА СВЕЖИЕ, кг на душу населения

semenova_pr_2012_27_1ОВОЩИ И БАХЧЕВЫЕ В ПЕРЕСЧЕТЕ НА СВЕЖИЕ, кг на душу населения

УПРЕЖДАЮЩИЕ НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО ВЫХОДА НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЫНКИ СБЫТА:

  • создание устойчивых виноградников и садовых агроценозов;
  • повышение качественных показателей и конкурентоспособности произведенной продукции;
  • определиться, каким ассортиментом и видами продукции следует преимущественно заниматься. Наши черешневые, абрикосовые и персиковые компоты ещё в советские времена были широко востребованы российским рынком и рынком сопредельных стран;
  • необходим спецавтотранспорт, соответствующие хранилища винограда и плодов, в т. ч. в регулируемой газовой среде;
  • научными учреждениями разработаны и апробированы соответствующие научно-прикладные проекты по специализации, районированию, микрорайонированию, сорторайонированию винограда и плодовых культур, которые должны использоваться при проектировании закладки новых виноградников и садов, а также при реконструкции старых насаждений;
  • обеспечение сельхозтоваропроизводителей высококачественным привитым оздоровлённым и сертифицированным посадочным материалом винограда и плодовых культур;
  • обеспечение сельхозтоваропроизводителей современной техникой;
  • всю нормативную документацию, ГОСТы, стандарты, технические условия привести в соответствие с требованиями ЕС, ВТО

МНЕНИЕ В.В. ПУТИНА, 29 МАРТА 2006г. НА ВСТРЕЧЕ В КРЕМЛЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ КРУГОВ:

«…мы еще раз подтверждаем свою заинтересованность во вступлении, но заявляем, что будем делать этот шаг только в том случае, если он будет устраивать всех участников процесса, прежде всего Российскую Федерацию и нашу экономику. И будем стремиться к тому, чтобы был такой усредненный показатель, который был бы приемлем для всех отраслей российской экономики»

Члены АППЯПМ
Королев Виталий Викторович

Королев Виталий Викторович

генеральный директор ООО «Юг-Полив» (Краснодарский край)





Авторские права © 2008-2024 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.