Чтобы не обидеть специалистов, сразу стоит оговориться, что садовой земляникой они называют как раз то, что в народе зовется клубникой. Это крупная ягода, которую мы все видим на рынках и прилавках магазинов. А вот клубникой ученые именуют маленькие ароматные ягодки, растущие в лесу. То есть все наоборот. В России землянику-клубнику (чтобы не ввести в заблуждение потребителей, будем все-таки называть ее по привычке клубникой) в основном производит Краснодарский край. Обычно выращенных там ягод хватало, чтобы заполнить отечественную нишу на рынках крупных городов с середины мая до середины июля. Но в этом году почти 80 процентов урожая погубили холода. «В ноябре ударил мороз ниже минус 14 градусов. Для Краснодара это катастрофа, потому что в это время как раз шла вегетация (произрастание. — Ред.). Потом было два месяца оттепели без единой снежинки и в феврале мороз до минус 30 градусов. Вот и результат», — рассказал «РГ» председатель Ассоциации садоводов-питомниководов России Игорь Муханин.
Но это не единственная причина повышения стоимости ягод. На нынешнюю, июльскую ситуацию, когда, казалось бы, самый сезон и ягода должна дешеветь, повлияло и завершение поставок от традиционного экспортера клубники в Россию — Турции. Там просто закончился ягодный сезон. Получается, что импортеры все продали, а своего практически нет. И это касается не только клубники, но и черешни с абрикосами, которые до ожидаемого уровня так и не подешевели. Косточковые деревья тоже не любят мороз. Поэтому ближе к концу лета нам еще придется покупать дорогую сливу.
Ну а что со смородиной, малиной, черникой? Вездесущие бабушки в Москве предлагают в среднем за 150 рублей пол-литровый пластиковый стакан. Такая цена для регионов, особенно «ягодных», то есть Воронежской, Тульской, Тамбовской, Белгородской областей, конечно, кажется дикой. Там эта ягода в рознице продается где-то по 100 рублей за килограмм, а ее себестоимость составляет 40-50 рублей. Проблема в том, что до Москвы ягода из этих городов практически не доходит. «Здесь есть свой монополист, — говорит Муханин. — И при себестоимости в 50 рублей он продает дары лета по 200 рублей за килограмм, имея около 400 процентов рентабельности». Остается только догадываться, каковы «ягодные» доходы импортных поставщиков, работающих по-крупному, и тех же торговых сетей.
Кстати, доля импортных фруктов и ягод, по данным Ассоциации садоводов-питомниководов, в России составляет около 30 процентов. Но это то, что продается в первоначальном виде. Вместе с сырьем этот сегмент импортной продукции занимает на нашем рынке более 70 процентов. При этом тонны отечественных яблок прошлогоднего урожая всю зиму пролежали в холодильниках из-за отсутствия нормальной переработки и логистики в стране. Россия, где яблоко едва ли не национальный фрукт, с 2006 года является лидером «яблочного» импорта. Неудивительно, что каждое седьмое привозное яблоко в мире приходится на россиянина. А по темпам потребления плодов и ягод Россия сильно отстает от других стран.
«В среднем россиянин потребляет 53 килограмма плодов и ягод в год. В США этот показатель составляет 127 килограммов, во Франции — 135, в Италии — 187 килограммов. При этом человек, живущий в России, по медицинским нормам должен съедать 40-50 килограммов садовой земляники в год. А мы не съедаем и трех килограммов. Да и короткий у наших ягод период», — посетовал Игорь Муханин.
Поэтому не столько морозы, но и отсутствие должного государственного внимания к садоводам и ягодоводам приводит к дефициту русских ягод и высоким ценам. Закладка 1 гектара ягодного поля оценивается минимум в миллион рублей. «Чтобы заложить среднее поле в 5 гектаров, надо потратить 5 миллионов. Где их взять? Кредиты от 14 процентов и выше и в основном «короткие». В Польше — одном из крупнейших импортеров фруктов и ягод в Россию, — ставка от 0 до 2 процентов, кредиты у них «длинные». Во всех садоводческих зонах Восточной Европы строятся логистические центры стоимостью в 10 миллионов евро с субсидиями для садоводов более 75 процентов. Поэтому российским садоводам нужны субсидии на закладку ягодных питомников», — отметил Игорь Муханин.
Беспокойство отечественных производителей, работающих на фруктово-ягодном рынке, вызывает вступление в ВТО. Поскольку это уже вопрос решенный, работать придется в новых условиях переходного периода. А он, по мнению садоводов, займет не меньше 10-15 лет. Как раз за это время можно реализовать программу развития садоводства. В ней, считают эксперты, необходимо выделить несколько направлений. Например, поднять в разы ввозные пошлины на импортный концентрат. Стоит рассмотреть отмену некоторых налогов с производителей посадочного материала на переходный период. Возможно, стоит снизить ввозные пошлины на все виды техники для садоводства. Необходимо выделять гранты для строительства жилья в селе фермерам и молодым специалистам. Также, по мнению садоводов, надо развивать систему агролизинга — сады и плантации можно делать «под ключ», это тоже стало бы одним из решений проблемы.
Читать полную статью на сайте Российской Газеты