Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив
Если в прошлом году средняя цена ягод в хозяйствах была от 80 до 110 рублей за килограмм, то в нынешнем землянику, смородину, малину оптом продают уже от 100 до 120 рублей за килограмм. Но это в регионах. В Москве цена земляники еще выше — в среднем 220 рублей против 150 в прошлом году.

Чтобы не обидеть специалистов, сразу стоит оговориться, что садовой земляникой они называют как раз то, что в народе зовется клубникой. Это крупная ягода, которую мы все видим на рынках и прилавках магазинов. А вот клубникой ученые именуют маленькие ароматные ягодки, растущие в лесу. То есть все наоборот. В России землянику-клубнику (чтобы не ввести в заблуждение потребителей, будем все-таки называть ее по привычке клубникой) в основном производит Краснодарский край. Обычно выращенных там ягод хватало, чтобы заполнить отечественную нишу на рынках крупных городов с середины мая до середины июля. Но в этом году почти 80 процентов урожая погубили холода. «В ноябре ударил мороз ниже минус 14 градусов. Для Краснодара это катастрофа, потому что в это время как раз шла вегетация (произрастание. — Ред.). Потом было два месяца оттепели без единой снежинки и в феврале мороз до минус 30 градусов. Вот и результат», — рассказал «РГ» председатель Ассоциации садоводов-питомниководов России Игорь Муханин.

Но это не единственная причина повышения стоимости ягод. На нынешнюю, июльскую ситуацию, когда, казалось бы, самый сезон и ягода должна дешеветь, повлияло и завершение поставок от традиционного экспортера клубники в Россию — Турции. Там просто закончился ягодный сезон. Получается, что импортеры все продали, а своего практически нет. И это касается не только клубники, но и черешни с абрикосами, которые до ожидаемого уровня так и не подешевели. Косточковые деревья тоже не любят мороз. Поэтому ближе к концу лета нам еще придется покупать дорогую сливу.

Ну а что со смородиной, малиной, черникой? Вездесущие бабушки в Москве предлагают в среднем за 150 рублей пол-литровый пластиковый стакан. Такая цена для регионов, особенно «ягодных», то есть Воронежской, Тульской, Тамбовской, Белгородской областей, конечно, кажется дикой. Там эта ягода в рознице продается где-то по 100 рублей за килограмм, а ее себестоимость составляет 40-50 рублей. Проблема в том, что до Москвы ягода из этих городов практически не доходит. «Здесь есть свой монополист, — говорит Муханин. — И при себестоимости в 50 рублей он продает дары лета по 200 рублей за килограмм, имея около 400 процентов рентабельности». Остается только догадываться, каковы «ягодные» доходы импортных поставщиков, работающих по-крупному, и тех же торговых сетей.

Кстати, доля импортных фруктов и ягод, по данным Ассоциации садоводов-питомниководов, в России составляет около 30 процентов. Но это то, что продается в первоначальном виде. Вместе с сырьем этот сегмент импортной продукции занимает на нашем рынке более 70 процентов. При этом тонны отечественных яблок прошлогоднего урожая всю зиму пролежали в холодильниках из-за отсутствия нормальной переработки и логистики в стране. Россия, где яблоко едва ли не национальный фрукт, с 2006 года является лидером «яблочного» импорта. Неудивительно, что каждое седьмое привозное яблоко в мире приходится на россиянина. А по темпам потребления плодов и ягод Россия сильно отстает от других стран.

«В среднем россиянин потребляет 53 килограмма плодов и ягод в год. В США этот показатель составляет 127 килограммов, во Франции — 135, в Италии — 187 килограммов. При этом человек, живущий в России, по медицинским нормам должен съедать 40-50 килограммов садовой земляники в год. А мы не съедаем и трех килограммов. Да и короткий у наших ягод период», — посетовал Игорь Муханин.

Поэтому не столько морозы, но и отсутствие должного государственного внимания к садоводам и ягодоводам приводит к дефициту русских ягод и высоким ценам. Закладка 1 гектара ягодного поля оценивается минимум в миллион рублей. «Чтобы заложить среднее поле в 5 гектаров, надо потратить 5 миллионов. Где их взять? Кредиты от 14 процентов и выше и в основном «короткие». В Польше — одном из крупнейших импортеров фруктов и ягод в Россию, — ставка от 0 до 2 процентов, кредиты у них «длинные». Во всех садоводческих зонах Восточной Европы строятся логистические центры стоимостью в 10 миллионов евро с субсидиями для садоводов более 75 процентов. Поэтому российским садоводам нужны субсидии на закладку ягодных питомников», — отметил Игорь Муханин.

Беспокойство отечественных производителей, работающих на фруктово-ягодном рынке, вызывает вступление в ВТО. Поскольку это уже вопрос решенный, работать придется в новых условиях переходного периода. А он, по мнению садоводов, займет не меньше 10-15 лет. Как раз за это время можно реализовать программу развития садоводства. В ней, считают эксперты, необходимо выделить несколько направлений. Например, поднять в разы ввозные пошлины на импортный концентрат. Стоит рассмотреть отмену некоторых налогов с производителей посадочного материала на переходный период. Возможно, стоит снизить ввозные пошлины на все виды техники для садоводства. Необходимо выделять гранты для строительства жилья в селе фермерам и молодым специалистам. Также, по мнению садоводов, надо развивать систему агролизинга — сады и плантации можно делать «под ключ», это тоже стало бы одним из решений проблемы.

Читать полную статью на сайте Российской Газеты

Члены АППЯПМ
Грязев Олег Олегович

Грязев Олег Олегович

директор ООО «Сельскохозяйственного предприятия «Приреченский» (Краснодарский край)

Основные направления работы АППЯПМ

 











Авторские права © 2008-2017 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru