Муханин Игорь Викторович
Президент Ассоциации садоводов России (АППЯПМ), доктор сельскохозяйственных наук
К вопросу о реформировании научных программ в свете инновационной политики
Сегодня всем садоводам России стало совершенно очевидной абсолютная бесперспективность дальнейшего развития экстенсивного садоводства. И, прежде всего из-за его низкой конкурентоспособности на мировом рынке фруктов. В его реформировании наступает во многом решающий, поворотный момент. Чувствуя это, ученые плодоводы ощущают острую необходимость в том, чтобы еще и еще раз определиться с направлениями дальнейшего развития садоводства в основных садоводческих регионах России, сверяясь со всем накопленным богатым отечественным и зарубежным опытом. Нашему садоводству, как и садоводству всех стран мира, предстоит нелегкий и небыстрый переход на интенсивные и суперинтенсивные сады и новейшие технологии их создания и возделывания. В этом нет сомнений. Это единственный путь вывода отрасли из затянувшегося кризиса.
Было бы наивным искать у садоводов Запада готовые ответы на все возникающие вопросы, порождаемые переломным этапом развития отечественного садоводства. У нас слишком специфические природно-климатические, экологические и социальные условия, которые не позволяют без существенных доработок использовать их достижения в области технологий в садоводстве. Эти ответы мы должны находить сами, руководствуясь накопленными знаниями и опытом практической деятельности отечественных ученых и практиков, а также учитывая специфику экономических и хозяйственных отношений, сложившихся в настоящее время в России.
Прежде всего, необходимо определиться с самой моделью будущего садоводства в связи с современными требованиями, предъявляемыми к интенсивным садам, исходя из необходимости обновления всего садоводства в целом.
Для того чтобы идея перевода отечественного садоводства на интенсивный путь развития объединила большинство садоводов, требуется, на наш взгляд, обстоятельный, взвешенный и четкий программный документ. Мы имеем в виду разработку не новой «Программы развития садоводства…», а определение конкретных направлений и этапов его развития на ближайшую перспективу в разрезе основных садоводческих регионов России. Принятие этого документа требует всестороннего обстоятельного анализа накопленных знаний и практического опыта, который бы дал ответы на вопросы: от чего, к чему и как мы идем, в плане интенсификации садоводства, и где сейчас находимся. Чтобы эти ответы были более точными, побуждающими к активным действиям, направленным на практическое освоение интенсивных технологий производства плодов и на изменение организационных отношений, затрагивающих коренные интересы людей в сфере производства плодовой продукции, они должны опираться на весь тот огромный исследовательский материал и научный потенциал, сосредоточенный в садоводческих научных учреждениях страны, и на богатый мировой опыт создания и возделывания высокоинтенсивных садов.
Выверенные направления и практические этапы развития отечественного садоводства должны органически сочетаться с программами научных учреждений по садоводству в стране и составлять их основу. Научные программы институтов, на наш взгляд, не должны оставаться только сугубо научными программами институтов. Они, независимо от их профиля, должны быть подчинены решению главной для всех нас комплексной задачи – переводу отрасли на интенсивный путь развития и неразрывно сочетать в себе решение научных проблем с планами практических работ по развитию всего садоводства страны или конкретного региона, на основе доработки и практического освоения интенсивных технологий. Эти планы должны опираться на методологию выверенных направлений развития мирового садоводства и обладать в наших условиях высокой степенью надежности. Сегодня это должна быть комплексная программа – минимум, т.е. научно-обоснованная платформа перевода садоводства России на интенсивный путь развития. Разработка такой платформы с этапами практических действий – необходимость, которая вполне по силам, имеющимся у нас в стране институтам садоводства. В основе ее должен лежать строго выверенный экономический расчет.
Сегодня приходится признать, что в нынешнем видении путей интенсификации садоводства в научной среде имеется широчайший спектр позиций. Для одних перевод садоводства на интенсивные технологии сводится в основном к широкому внедрению клоновых подвоев, для других к созданию сортов устойчивых к болезням, для третьих – к отработке специфических «местных» технологий. Есть ученые всецело поглощенные проблемами адаптивности садоводства или его устойчивостью. Многие связывают развитие интенсивного садоводства с частной собственностью на землю и фермерством. Другие делают ставку на реформирование крупных плодовых хозяйств, выживших в условиях рынка.
Сегодня вполне очевидно, что нужна широкая дискуссия по этим вопросам на страницах журнала “Садоводство и виноградарство”. При наличии столь разных мнений можно надеяться, что при обсуждении направлений развития отечественного садоводства с определением его практических этапов на ближайшую перспективу будут высказаны и аргументированы различные взгляды, и обсуждение окажется всесторонним. Но просто недопустимо, чтобы это разнообразие мнений не позволяло бы еще длительное время делать практические шаги для укрепления экономики садоводческих хозяйств и в целом для возрождения отрасли. И чтобы полемика не осталась бесплодной, безусловно, необходимо, чтобы это обсуждение было направлено на постановку конкретных задач перевода садоводства России на интенсивные технологии и определены пути их решения.
Вырабатывая направления развития садоводства, уточняя, что мы хотим получить и в какие сроки, какие модели интенсивных садов в перспективе мы хотим иметь в различных садоводческих регионах России, от чего отказываемся в существующих промышленных садах, чему отдаем предпочтение в выбранных моделях и конструкциях перспективных садов, мы тем самым, естественно, будем сопоставлять разные подходы и точки зрения российских ученых и практиков, учитывая накопленный мировой опыт. Серьезная дискуссия способна помочь выявлению и формированию жизненно-важных направлений развития современного садоводства. Все частные разногласия сами собой отойдут на второй план. Зато выкристаллизуется то общее, что воистину способно объединить сегодняшних садоводов, как ученых, так и практиков.
Видение направлений будет более точным, если они будут сформулированы в виде конкретных требований, этапов и действий. Нисколько не преувеличивая, совершенно объективно мы должны показать в вырабатываемых направлениях развития то, что есть, и то, что мы собираемся сделать.
Разрабатывая перспективные пути развития отрасли сегодня необходимо заботиться не только о том, чтобы объективно обозначить модель будущего садоводства, но еще и о том, чтобы в эту модель поверили производственники, особенно в передовых садоводческих хозяйствах. А доверие с их стороны к научным учреждениям садоводства в последние годы заметно понизилось, что обусловлено, на наш взгляд, не слабой квалификацией научных кадров, а сомнениями в способности институтов в реализации на практике своих же разработок, в том числе и во внедрении в производство новейших технологических разработок. Восстановление доверия садоводов-производственников к научным центрам должно проходить через совместные инновационные проекты научно-производственного характера, решающие сугубо практические задачи. Осуществление таких проектов должно быть, на наш взгляд, одним из приоритетных направлений в работе научных учреждений по садоводству.
В настоящее время важно определить основные ориентиры развития современного садоводства. Чтобы верно определить эти ориентиры во избежание крупных ошибок, садоводы и в первую очередь ученые-плодоводы должны ясно видеть основные пути развития отрасли, чтобы разобраться в том разнообразии, которое мы сейчас наблюдаем как в технологическом аспекте, так и в экономических отношениях на селе.
Сегодня порою перепутались, выглядят совсем неоднозначно сами разграничения старого экстенсивного садоводства и нового интенсивного. Еще большую путаницу в эти разграничения вносит неразбериха в экономических отношениях.
Нам следует помнить, что развитие садоводства в нашей стране в корне отличается от его развития в странах Запада. И эти отличия определяются не только более суровыми климатическими условиями, что, несомненно, играет важную роль. Они заключаются и в том, что в странах Запада с развитым фермерством сами фермеры являются мощными двигателями интенсификации садоводства. Об этом свидетельствует опыт многих стран, где научные учреждения зачастую отстают в разработке и освоении новейших технологических разработок от передовых фермеров. Другая грань отличия заключается в том, что в фермерском хозяйстве функции руководителя, принимающего все решения, совмещаются с функциями технолога, обладающего всей полнотой знаний как биологического, так и агротехнического характера. Это важно учитывать и у нас при переходе на интенсивные технологии в садоводстве, которые требуют более точного выполнения всех без исключения агроприемов, высокой культуры земледелия и глубоких специальных знаний. У нас во главе плодовых хозяйств зачастую стоят сильные руководители-организаторы. Но в силу специфики российских условий (очень большая величина хозяйств, их многопрофильность и т.д.) они подчас не обладают достаточно глубокими биологическими и технологическими знаниями, которые бы помогали им правильно оценивать ситуации, складывающиеся в современном садоводстве, и своевременно принимать оптимальные решения. Связка между руководителем-организатором и агрономом-технологом, с учетом непростых социально-экономических отношений внутри коллективов садоводческих хозяйств, усложняет их перевод на интенсивные технологии. Эту специфику мы должны учитывать при определении направлений развития современного отечественного садоводства и при разработке совместных научно-производственных проектов по решению конкретных практических задач.
Определение в разрезе регионов направлений развития российского садоводства и выбор путей его развития по различным блокам должны завершиться: проверкой на базе научных учреждений новейших технологий создания и возделывания интенсивных садов различной конструкции; созданием по всем зонам садоводства сети маточников клоновых подвоев с отработкой новых технологий их возделывания и испытанием и подбором различных слаборослых клоновых подвоев; переводом питомников на выпуск высококачественного посадочного материала на основе международных стандартов на безвирусной основе с освоением новейших технологий в питомниководстве; закладкой опытно-показательных садов различных конструкций с целью определения лучших для каждой зоны сорто-подвойных комбинаций и моделей сада; обучением садоводческих кадров и пропагандой новейших достижений отечественных и зарубежных ученых и практиков, — все это, в конце концов, позволит объединить усилия садоводов ученых и практиков на решении конкретных практических задач.