МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минсельхоз России)
ПРОТОКОЛ
РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 8 апреля 2014 г.
№ 5
г. Москва
Председательствовал: | |
Министр сельского хозяйства Российской Федерации | Н.В. Федоров |
Присутствовали: | |
члены коллегии | B.В. Абрамченко, А.Б. Бодин, П.И. Бурак, А.В. Волков, C.А. Данкверт, А.Л. Даниленко, А.В. Журавлев, С.В. Кислов, A.А. Куценко, С.Г. Дресвянникова, B.В. Лабинов, А.А. Куценко, А.О. Миняев, В.И. Нечаев, М.О. Орлов, А.В. Петриков, Д.П. Путятин, П.В. Семенов, Н.В. Смирнов, В.В. Тимофеев, |
референт Контрольного управления Президента Российской Федерации | М.И. Бесхмельницын |
главный советник аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе | К.А. Ягодкин |
заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации |
Н.В. Школкина |
заместитель председателя Профсоюза работников АПК Российской Федерации | Г.М. Юрова |
ответственные лица федеральных органов исполнительной власти и представительств субъектов Российской Федерации в г. Москве, руководители органов управления АПК субъектов Российской Федерации, представители контрольных, научных, образовательных учреждений, общественных организаций, банковского сектора, бизнес-сообществ, отраслевых союзов, ассоциаций, организаций, взаимодействующих с Минсельхозом России (по списку)
«Об итогах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2013-2020 годы»
(Юрьев, Торопов, Орлов, Ковалев, Золотарев, Алейник, Хайруллин, Федоров)
Принять к сведению доклады заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.В. Юрьева, директора Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России Д.И. Торопова, директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России М.О. Орлова и выступления генерального директора Национального союза свиноводов Ю.И. Ковалева, заместителя губернатора Курской области А.М. Золотарева и заместителя председателя Правительства Белгородской области — начальника департамента агропромышленного комплекса С.Н. Алейника об итогах реализации Государственной программы в 1 году.
Отметить, что в 2013 году развитие аграрной сферы экономики происходило в сложной социально-экономической ситуации в условиях членства России в ВТО, участия ее в интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ, преодоления системных проблем, связанных с отрицательным воздействием на отрасль неблагоприятных погодных условий в ряде регионов. Вместе с тем аграрная сфера развивалась более быстрыми темпами по сравнению с экономикой в целом.
По предварительным данным Росстата в 2013 году индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий составил 106,2% к уровню 2012 года (в 2012 году индекс производства продукции сельского хозяйства — 95,2%), из них растениеводства — 112,3%, животноводства — 100,5%. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), составил 101,0%.
На реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее — Государственная программа) бюджетной росписью расходов на 2013 год Минсельхозу России предусмотрено 188 474,7 млн. руб., включая государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села в объеме 162 385,85 млн. руб.
По состоянию на 1 января 2014 г. государственная поддержка сельскохозяйственного производства и социального развития села профинансирована в объеме 162 302,3 млн. руб. (99,9%).
В 2013 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 43,1 млрд. долл. США против 40,7 млрд. долл. в 2012 году, а экспорт указанной продукции сократился с 16,8 млрд. долл. в 2012 году до 16,2 млрд. долл. в 2013 году. Разрыв между импортом и экспортом продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в 2013 году увеличился по сравнению с 2012 году на 3 млрд. долл., или на 12,5%.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг осталась практически на уровне 2012 года — 1 450,5 млрд. руб., при этом затраты на производство и продажу товаров, продукции, работ и услуг выросли за год на 2,6% и составили 1 323,2 млрд. руб., т.е. темп роста затрат на производство продукции выше, чем прирост цен на продукцию сельского хозяйства.
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции сократилась на 2,6% по сравнению с 2012 годом, а себестоимость реализованной сельскохозяйственной продукции увеличилась на 4,2%.
При этом в животноводстве наблюдается превышение темпа роста себестоимости над темпом роста выручки на 7,8 процентных пункта.
Низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей усиливает вероятность проявления разного рода рисков, расширяет и обостряет перечень вопросов эффективного функционирования АПК и его базовой отрасли — сельского хозяйства на всех уровнях управления.
Именно низкая доходность сельского хозяйства не обеспечивает необходимые воспроизводственные возможности в отрасли, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не может использовать достижения научно-технического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, осуществления технико-технологической модернизации производства. Усугубляет сложившуюся ситуацию высокая закредитованность сельскохозяйственных организаций, вследствие чего сохраняется инвестиционная непривлекательность сельского хозяйства и не обеспечивается его расширенное воспроизводство. В результате в отчетном году индекс физического объема в основной капитал сельского хозяйства составил 96% против 104%, предусмотренного Государственной программой.
Несмотря на то, что среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в отчетном году превысила на 19,5% целевой показатель Государственной программы, она остается почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике страны.
С учетом состоявшегося обсуждения итогов реализации в 2013 году Государственной программы коллегия решила:
1. Департаментам Министерства в рамках своей компетенции на постоянной основе совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- обеспечить реализацию мероприятий Государственной программы в соответствии с планом, детальным планом-графиком, а также заключенными между Минсельхозом России и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями;
- принять меры по стимулированию инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, повышению доступности кредитных ресурсов и усилению контроля по целевому использованию кредитных средств;
- обеспечить постоянное проведение анализа оценки эффективности использования сельскохозяйственными товаропроизводителями бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим бюджетополучателям в форме субсидий из федерального и региональных бюджетов, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств;
- обеспечить работу по информационному обмену между Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации в части своевременного освоения бюджетных средств из федерального и региональных бюджетов.
2. Депрастениеводству (П.А. Чекмарев), Депнаучтехполитике (П.И. Бурак) совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации вести мониторинг накопления минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, а также цен на них при реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям.
3. Депрастениеводству (П.А. Чекмарсв):
- обеспечить еженедельное размещение на официальном сайте Минсельхоза России оперативной информации о ходе проведения весенних полевых работ;
- совместно с заинтересованными департаментами Министерства и органами управления АПК субъектов Российской Федерации проработать вопросы совершенствования механизма несвязанной поддержки в растениеводстве.
4. Депмелиорации (Д.П. Путятин) совместно с субъектами Российской Федерации обеспечить комплексный подход в выполнении работ по реконструкции и техническому перевооружению существующих гидромелиоративных систем, строительству систем нового поколения, восстановлению и поддержанию почвенного плодородия.
5. Депсотрудничеству (Д.А. Трефилов), Депагропрому (М.О. Орлов) совместно с Минэкономразвития России в 2014 году проводить работу по анализу эффективности применяемых мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, оперативному реагированию и применению мер защиты внутреннего рынка в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках ЕЭК и ВТО.
6. Депнаучтехполитике (П.И. Бурак) совместно с заинтересованными департаментами Министерства и отраслевыми союзами (ассоциациями) АПК разработать мероприятия, направленные на техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственной отрасли.
7. Депфинансам (Н.В. Смирнов):
- обеспечить еженедельный мониторинг доведения до получателей средств государственной поддержки, выделяемых на реализацию мероприятий Государственной программы за счет средств федерального и региональных бюджетов;
- совместно с отраслевыми департаментами усилить контроль за целевым использованием субъектами Российской Федерации и подведомственными учреждениями средств, выделяемых на реализацию мероприятий Г осударственной программы.
8. Депэкономике (А.А. Куценко) совместно с Депживотноводством (В.В. Лабинов) провести работу с ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк» по пролонгации заключенных кредитных договоров, полученных на развитие молочного животноводства, на срок до 15 лет.
9. Депживотноводству (В.В. Лабинов) совместно с Депэкономикой (А.А. Куценко) и Депфинансами (Н.В. Смирнов) проработать вопрос- продления до 2020 года субсидирования новых инвестиционных кредитов, полученных на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов свиноводства и птицеводства;
10. Депветеринарии (С.В. Дресвянникова), Депживотноводству (В.В. Лабинов) совместно с Национальным союзом свиноводов подготовить расчет потребности средств федерального бюджета, необходимых для проведения мероприятии по переводу хозяйств всех форм собственности, занимающихся содержанием и разведением свиней и имеющих I и II уровень зоосанитарного статуса (компартмента), на альтернативные направления животноводства.
11. Депагропрому (М.О. Орлов), Депживотноводству (В.В. Лабинов), Депрастениеводству (П.А. Чекмарев) представить в Депэкономику (А.А. Куценко) предложения по включению в Государственную программу мероприятий по развитию производства и регулирования рынка соли пищевой.
12. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
принять исчерпывающие меры по выполнению целевых индикаторов Государственной программы в 2014 году в соответствии с заключенными соглашениями между Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации о реализации мероприятий Государственной программы;
обеспечить своевременное принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы в1 году;
принять меры по своевременному и полному доведению в 2014 году до сельскохозяйственных товаропроизводителей средств государственной поддержки и обеспечить качественное планирование необходимых объемов государственной поддержки;
обеспечить соблюдение условий целевого использования полученных из федерального бюджета субсидий на предоставление государственной поддержки в рамках мероприятий Государственной программы и условий софинансирования за счет региональных бюджетов в 2014 году;
обеспечить в 2014 году выполнение обязательств 2013 года, не выполненных в 2013 году по соглашениям в части финансирования мероприятий Государственной программы, за счет средств региональных бюджетов:
откорректировать региональную нормативно-правовую базу предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в целях приведения ее в соответствие с правилами ВТО, а также уменьшения ограничивающих условий получения указанного вида господдержки;
принять необходимые меры по поддержке малых форм хозяйствования на селе и развитию кооперации;
принять меры по повышению эффективности организации селекционно-племенной работы, улучшению воспроизводства стада и повышению охвата искусственным осеменением крупного рогатого скота, в том числе в личных подсобных хозяйствах;
содействовать созданию и подключению к инженерной инфраструктуре сети молокоприемных пунктов и сельскохозяйственных закупочных кооперативов с целью повышения товарности молока, производимого в хозяйствах населения;
принять меры по скорейшему освоению остатков средств федерального бюджета, неиспользованных в 2013 году в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»;
обеспечить в 2014 году своевременное проведение аукционов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в сроки, предусмотренные действующим законодательством, доведение субсидий до исполнителей работ на строящихся объектах, а также перечисление социальных выплат на счета участников реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в соответствии с заключенными соглашениями по реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;
обеспечить в 2014 году в установленных объемах софинансирование из региональных и местных бюджетов федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм Государственной программы;
в течение апреля 2014 года начать проведение конкурсных мероприятий по отбору начинающих фермеров и крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческих фермы, для предоставления грантовой поддержки в 2014 году;
оказывать всемерное содействие в дальнейшем развитии хозяйств начинающих фермеров и крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, через оказание информационно-консультационной поддержки, субсидирования части затрат по привлекаемым кредитам и займам, предоставления земельных участков на льготных условиях, сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота на условиях финансовой аренды (лизинга) и др.;
обеспечить еженедельное представление в Минсельхоз России информации о потребительских ценах на минеральные удобрения.
13. Контроль за выполнением решений коллегии оставляю за собой.
Министр | Н.В. Федоров |
Копия верна:
старший специалист 1 разряда отдела
контроля, проверки исполнения и архива
Депуправделами О.В.Гаранина