Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Скачать Протокол расширенного заседания коллегии «Об итогах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минсельхоз России)

ПРОТОКОЛ

РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ

от 8 апреля 2014 г.

№ 5

г. Москва

Председательствовал:
Министр сельского хозяйства Российской ФедерацииН.В. Федоров
Присутствовали:
члены коллегииB.В. Абрамченко, А.Б. Бодин, П.И. Бурак, А.В. Волков, C.А. Данкверт, А.Л. Даниленко, А.В. Журавлев, С.В. Кислов, A.А. Куценко, С.Г. Дресвянникова, B.В. Лабинов, А.А. Куценко, А.О. Миняев, В.И. Нечаев, М.О. Орлов, А.В. Петриков, Д.П. Путятин, П.В. Семенов, Н.В. Смирнов, В.В. Тимофеев,
референт Контрольного управления Президента Российской ФедерацииМ.И. Бесхмельницын
главный советник аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округеК.А. Ягодкин
заместитель председателя Комитета по аграрным
вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Н.В. Школкина
заместитель председателя Профсоюза работников АПК Российской ФедерацииГ.М. Юрова

ответственные лица федеральных органов исполнительной власти и представительств субъектов Российской Федерации в г. Москве, руководители органов управления АПК субъектов Российской Федерации, представители контрольных, научных, образовательных учреждений, общественных организаций, банковского сектора, бизнес-сообществ, отраслевых союзов, ассоциаций, организаций, взаимодействующих с Минсельхозом России (по списку)

«Об итогах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2013-2020 годы»

(Юрьев, Торопов, Орлов, Ковалев, Золотарев, Алейник, Хайруллин, Федоров)

Принять к сведению доклады заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.В. Юрьева, директора Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России Д.И. Торопова, директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России М.О. Орлова и выступления генерального директора Национального союза свиноводов Ю.И. Ковалева, заместителя губернатора Курской области А.М. Золотарева и заместителя председателя Правительства Белгородской области — начальника департамента агропромышленного комплекса С.Н. Алейника об итогах реализации Государственной программы в 1 году.

Отметить, что в 2013 году развитие аграрной сферы экономики происходило в сложной социально-экономической ситуации в условиях членства России в ВТО, участия ее в интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ, преодоления системных проблем, связанных с отрицательным воздействием на отрасль неблагоприятных погодных условий в ряде регионов. Вместе с тем аграрная сфера развивалась более быстрыми темпами по сравнению с экономикой в целом.

По предварительным данным Росстата в 2013 году индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий составил 106,2% к уровню 2012 года (в 2012 году индекс производства продукции сельского хозяйства — 95,2%), из них растениеводства — 112,3%, животноводства — 100,5%. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), составил 101,0%.

На реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее — Государственная программа) бюджетной росписью расходов на 2013 год Минсельхозу России предусмотрено 188 474,7 млн. руб., включая государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села в объеме 162 385,85 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2014 г. государственная поддержка сельскохозяйственного производства и социального развития села профинансирована в объеме 162 302,3 млн. руб. (99,9%).

В 2013 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 43,1 млрд. долл. США против 40,7 млрд. долл. в 2012 году, а экспорт указанной продукции сократился с 16,8 млрд. долл. в 2012 году до 16,2 млрд. долл. в 2013 году. Разрыв между импортом и экспортом продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в 2013 году увеличился по сравнению с 2012 году на 3 млрд. долл., или на 12,5%.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг осталась практически на уровне 2012 года — 1 450,5 млрд. руб., при этом затраты на производство и продажу товаров, продукции, работ и услуг выросли за год на 2,6% и составили 1 323,2 млрд. руб., т.е. темп роста затрат на производство продукции выше, чем прирост цен на продукцию сельского хозяйства.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции сократилась на 2,6% по сравнению с 2012 годом, а себестоимость реализованной сельскохозяйственной продукции увеличилась на 4,2%.

При этом в животноводстве наблюдается превышение темпа роста себестоимости над темпом роста выручки на 7,8 процентных пункта.

Низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей усиливает вероятность проявления разного рода рисков, расширяет и обостряет перечень вопросов эффективного функционирования АПК и его базовой отрасли — сельского хозяйства на всех уровнях управления.

Именно низкая доходность сельского хозяйства не обеспечивает необходимые воспроизводственные возможности в отрасли, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не может использовать достижения научно-технического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, осуществления технико-технологической модернизации производства. Усугубляет сложившуюся ситуацию высокая закредитованность сельскохозяйственных организаций, вследствие чего сохраняется инвестиционная непривлекательность сельского хозяйства и не обеспечивается его расширенное воспроизводство. В результате в отчетном году индекс физического объема в основной капитал сельского хозяйства составил 96% против 104%, предусмотренного Государственной программой.

Несмотря на то, что среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в отчетном году превысила на 19,5% целевой показатель Государственной программы, она остается почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике страны.

С учетом состоявшегося обсуждения итогов реализации в 2013 году Государственной программы коллегия решила:

1. Департаментам Министерства в рамках своей компетенции на постоянной основе совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечить реализацию мероприятий Государственной программы в соответствии с планом, детальным планом-графиком, а также заключенными между Минсельхозом России и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями;
  • принять меры по стимулированию инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, повышению доступности кредитных ресурсов и усилению контроля по целевому использованию кредитных средств;
  • обеспечить постоянное проведение анализа оценки эффективности использования сельскохозяйственными товаропроизводителями бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим бюджетополучателям в форме субсидий из федерального и региональных бюджетов, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств;
  • обеспечить работу по информационному обмену между Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации в части своевременного освоения бюджетных средств из федерального и региональных бюджетов.

2. Депрастениеводству (П.А. Чекмарев), Депнаучтехполитике (П.И. Бурак) совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации вести мониторинг накопления минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, а также цен на них при реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям.

3. Депрастениеводству (П.А. Чекмарсв):

  • обеспечить еженедельное размещение на официальном сайте Минсельхоза России оперативной информации о ходе проведения весенних полевых работ;
  • совместно с заинтересованными департаментами Министерства и органами управления АПК субъектов Российской Федерации проработать вопросы совершенствования механизма несвязанной поддержки в растениеводстве.

4. Депмелиорации (Д.П. Путятин) совместно с субъектами Российской Федерации обеспечить комплексный подход в выполнении работ по реконструкции и техническому перевооружению существующих гидромелиоративных систем, строительству систем нового поколения, восстановлению и поддержанию почвенного плодородия.

5. Депсотрудничеству (Д.А. Трефилов), Депагропрому (М.О. Орлов) совместно с Минэкономразвития России в 2014 году проводить работу по анализу эффективности применяемых мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, оперативному реагированию и применению мер защиты внутреннего рынка в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках ЕЭК и ВТО.

6. Депнаучтехполитике (П.И. Бурак) совместно с заинтересованными департаментами Министерства и отраслевыми союзами (ассоциациями) АПК разработать мероприятия, направленные на техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственной отрасли.

7. Депфинансам (Н.В. Смирнов):

  • обеспечить еженедельный мониторинг доведения до получателей средств государственной поддержки, выделяемых на реализацию мероприятий Государственной программы за счет средств федерального и региональных бюджетов;
  • совместно с отраслевыми департаментами усилить контроль за целевым использованием субъектами Российской Федерации и подведомственными учреждениями средств, выделяемых на реализацию мероприятий Г осударственной программы.

8. Депэкономике (А.А. Куценко) совместно с Депживотноводством (В.В. Лабинов) провести работу с ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк» по пролонгации заключенных кредитных договоров, полученных на развитие молочного животноводства, на срок до 15 лет.

9. Депживотноводству (В.В. Лабинов) совместно с Депэкономикой (А.А. Куценко) и Депфинансами (Н.В. Смирнов) проработать вопрос- продления до 2020 года субсидирования новых инвестиционных кредитов, полученных на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов свиноводства и птицеводства;

10. Депветеринарии (С.В. Дресвянникова), Депживотноводству (В.В. Лабинов) совместно с Национальным союзом свиноводов подготовить расчет потребности средств федерального бюджета, необходимых для проведения мероприятии по переводу хозяйств всех форм собственности, занимающихся содержанием и разведением свиней и имеющих I и II уровень зоосанитарного статуса (компартмента), на альтернативные направления животноводства.

11. Депагропрому (М.О. Орлов), Депживотноводству (В.В. Лабинов), Депрастениеводству (П.А. Чекмарев) представить в Депэкономику (А.А. Куценко) предложения по включению в Государственную программу мероприятий по развитию производства и регулирования рынка соли пищевой.

12. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

принять исчерпывающие меры по выполнению целевых индикаторов Государственной программы в 2014 году в соответствии с заключенными соглашениями между Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации о реализации мероприятий Государственной программы;

обеспечить своевременное принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы в1 году;

принять меры по своевременному и полному доведению в 2014 году до сельскохозяйственных товаропроизводителей средств государственной поддержки и обеспечить качественное планирование необходимых объемов государственной поддержки;

обеспечить соблюдение условий целевого использования полученных из федерального бюджета субсидий на предоставление государственной поддержки в рамках мероприятий Государственной программы и условий софинансирования за счет региональных бюджетов в 2014 году;

обеспечить в 2014 году выполнение обязательств 2013 года, не выполненных в 2013 году по соглашениям в части финансирования мероприятий Государственной программы, за счет средств региональных бюджетов:

откорректировать региональную нормативно-правовую базу предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в целях приведения ее в соответствие с правилами ВТО, а также уменьшения ограничивающих условий получения указанного вида господдержки;

принять необходимые меры по поддержке малых форм хозяйствования на селе и развитию кооперации;

принять меры по повышению эффективности организации селекционно-племенной работы, улучшению воспроизводства стада и повышению охвата искусственным осеменением крупного рогатого скота, в том числе в личных подсобных хозяйствах;

содействовать созданию и подключению к инженерной инфраструктуре сети молокоприемных пунктов и сельскохозяйственных закупочных кооперативов с целью повышения товарности молока, производимого в хозяйствах населения;

принять меры по скорейшему освоению остатков средств федерального бюджета, неиспользованных в 2013 году в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»;

обеспечить в 2014 году своевременное проведение аукционов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в сроки, предусмотренные действующим законодательством, доведение субсидий до исполнителей работ на строящихся объектах, а также перечисление социальных выплат на счета участников реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в соответствии с заключенными соглашениями по реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;

обеспечить в 2014 году в установленных объемах софинансирование из региональных и местных бюджетов федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм Государственной программы;

в течение апреля 2014 года начать проведение конкурсных мероприятий по отбору начинающих фермеров и крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческих фермы, для предоставления грантовой поддержки в 2014 году;

оказывать всемерное содействие в дальнейшем развитии хозяйств начинающих фермеров и крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, через оказание информационно-консультационной поддержки, субсидирования части затрат по привлекаемым кредитам и займам, предоставления земельных участков на льготных условиях, сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота на условиях финансовой аренды (лизинга) и др.;

обеспечить еженедельное представление в Минсельхоз России информации о потребительских ценах на минеральные удобрения.

13. Контроль за выполнением решений коллегии оставляю за собой.

МинистрН.В. Федоров

Копия верна:
старший специалист 1 разряда отдела
контроля, проверки исполнения и архива
Депуправделами О.В.Гаранина

Члены АППЯПМ
Федорченко Геннадий Григорьевич

Федорченко Геннадий Григорьевич

генеральный директор ООО «Сады в Залесье» (Белгородская область)

Основные направления работы АППЯПМ

 







Авторские права © 2008-2016 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru