Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Обоснование дополнительной потребности в средствах федерального бюджета по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»
Основное мероприятие «Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками»
Субсидирование части затрат на закладку и уход за виноградниками

 

В соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 27.05.2014
№ ДМ-П11-44пр Минсельхозу России совместно с федеральными органами исполнительной власти с участием Российской академии наук поручено подготовить и внести изменения в Государственную программу, направленные на актуализацию мер государственной поддержки производства винограда и проведение научных исследований в этой сфере деятельности, а также на увеличение закладки виноградников и доведение площадей виноградных насаждений к 2020 году до 140 тыс. га.
В настоящее время Государственной программой предусмотрено сохранение площадей промышленных виноградников на уровне 60 тыс. га при ежегодной закладке виноградников на площади не менее 4 тыс. га, а также сохранение объемов производства винограда на уровне 372 тыс. тонн.
Приказом Минсельхоза России от 15 января 2013 г. № 16 (ред. от                    3 апреля 2014 г.) «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1295» ставка субсидий на закладку виноградников составляет 30,0 тыс. рублей на 1 га и на уходные работы за виноградниками – 20,0 тыс. рублей на 1 га.
В России площади виноградных насаждений (без учета Крымского федерального округа) по итогам 2013 года составили 62,4 тыс. га. Общая площадь виноградников в Крымском федеральном округе составляет 39,2 тыс. га, из них в Республике Крым – 31,2 тыс. га, в г. Севастополь – 7,9 тыс. га.
Таким образом, общая площадь виноградных насаждений на начало
2014 года с учетом Крымского федерального округа составляет 101,6 тыс. га.
В 2014 году в соответствии с Государственной программой индикатор площади закладки виноградников составляет 5 тыс. га. При этом в Крымском федеральном округе планируется заложить около 2,35 тыс. га. Норма реновации виноградных насаждений составляет в среднем 3,34 тыс. га, которая рассчитана исходя из фактически сложившихся за последние 4 года среднегодовых темпов раскорчевки. С учетом  изложенного общая площадь виноградных насаждений на начало 2015 года составит 111,8 тыс. га.
Для доведения площадей виноградных насаждений к 2020 году
до 140 тыс. га необходимо за 6 лет, начиная с 2015 года, заложить виноградники на площади 54,78 тыс. га.
В связи с этим необходимо увеличить целевой индикатор закладки виноградников с учетом Крымского федерального округа (далее – КФО) следующим образом: в 2015 году – 9,024 тыс. га, в 2016 году – до 9,125 тыс. га, в 2017 году – до 9,156 тыс. га, в 2018–2020 годах до 9,157 тыс. га.
Мероприятия по уходу за молодыми виноградниками предполагается осуществлять до вступления их в плодоношение в течение 4-х лет с момента закладки. Таким образом, площадь молодых виноградников (с учетом КФО), требующая уходных работ, составит в 2015 году 24,749 тыс. га, в 2016 году – 30,874 тыс. га, в 2017 году – 35,205 тыс. га, в 2018 году – 36,462 тыс. га,             в 2019 году – 36,595 тыс. га, в 2020 году – 36,627 тыс. га.
Исходя из ставки субсидии на закладку виноградников в размере
30,0 тыс. рублей на 1 га и на уходные работы за виноградниками – 20,0 тыс. рублей на 1 га, общий объем субсидий на 2015-2020 годы составит
5 653,5  млн. рублей, в том числе: в 2015 г. – 765,7 млн. рублей, в 2016 г. – 891,2 млн. рублей, в 2017 г. – 978,8 млн. рублей, в 2018 г. – 1 003,95 млн. рублей,
в 2019 г. – 1 006,61 млн. рублей, в 2020 г. – 1 007,25 млн. рублей.
С учетом ресурсного обеспечения, предусмотренного Государственной программой, на выплату субсидий на закладку и уход за виноградниками дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2015-2020 годы составит
3 467,2 млн. рублей, в том числе: в 2015 г. – 451,18 млн. рублей, в 2016 г. – 576,7 млн. рублей, в 2017 г. – 614,82 млн. рублей, в 2018 г. – 622,89 млн. рублей, в 2019 г. – 608,78 млн. рублей, в 2020 г. – 592,71 млн. рублей.

Субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями

С целью выполнения показателей Государственной программы по закладке и уходу за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в соответствии с соглашениями о реализации мероприятий Государственной программы с учетом Республики Крым и г. Севастополя всего дополнительная потребность средств на развитие садоводства составит в 2015 г. 854 569,6 тыс. рублей, в 2016 г. –  1 143299,7 тыс. рублей, в 2017 г. — 898 985,3 тыс. рублей.
При этом ставка субсидии на закладку и уход на 1 га (при удельном весе субсидий в затратах 30%) составит:

Субсидии на закладку интенсивных садов, тыс. руб./га

174,25182,48191,60

Субсидии на закладку традиционных садов, тыс. руб./га

53,7256,0958,89

Субсидии на уход, тыс. руб./га

14,7415,3916,16

Объем средств, предусмотренных проектом федерального бюджета, обеспечит ставку субсидий на 1 га существенно ниже:

Субсидии на закладку интенсивных садов, тыс. руб./га127,7822107,0517,6130,9320,5
Субсидии на закладку традиционных садов, тыс. руб./га28,651625,4313,633,5717,1
Субсидии на уход, тыс. руб./га4,218,63,516,85,3510,0

Анализ размера ставок субсидий и их удельного веса в затратах на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями за период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы показал, что наиболее эффективным стал 2012 год, когда удельный вес субсидии на закладку интенсивных садов составил 27,3% (138,3 тыс. руб.), на закладку традиционных садов – 22,8%     (35,5 тыс. руб.), на уходные работы – 18,8% (8 тыс. руб.) от затрат соответственно.
Выполнение индикатора Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы за 2012 год составило 102% к плановому значению, при этом удельный вес интенсивных садов в общей площади закладки составил 48,8% (в 2008 году 21%). К примеру: в 2010 г. субсидии из федерального бюджета не выделялись, и площадь закладки садов уменьшилась наполовину к предыдущему году (2009 г. – 7,9 тыс. га, 2010 г. – 4,58 тыс. га).
Для увеличения площадей закладки садов в целом, а также для увеличения удельного веса площади интенсивных садов в общей площади  целесообразно установление ставок на закладку 1 гектара садов и уходные работы не менее 28 -30% от затрат.
В 2013 году удельный вес ставки субсидии на закладку 1 га интенсивного сада на уровне – 12,8% (68 тыс. руб. на 1 га), традиционного сада 12,9%                  (21 тыс. руб. на 1 га) от затрат, на уходные работы — 5,1% (2,3 тыс. руб. на 1 га) соответственно, что не является для сельскохозяйственных товаропроизводителей стимулирующим фактором к увеличению площади закладки садов.
В 2014 году Государственной программой предусмотрена закладка многолетних плодовых и ягодных насаждений на площади 6,4 тыс. га, по соглашениям о реализации Государственной программы с учетом Республики Крым и г. Севастополя – 10,423 тыс. га. По отчетным данным субъектов Российской Федерации за 1 полугодие 2014 г. заложено 3 тыс. га, что на уровне 2013 года за этот период. По предварительным прогнозам органов управления АПК субъектов Российской Федерации закладка многолетних плодовых и ягодных насаждений в осенний период ожидается на площади около 3,5 — 4 тыс. га. Снижение площади закладки садоводы объясняют низкими ставками субсидий.
В связи с ограниченностью средств федерального бюджета предлагается дополнительно выделить из федерального бюджета по данному мероприятию в 2015 г. 78 121,2 тыс. рублей (9,2% от потребности), в 2016 г. – 274 870,8 тыс. рублей (24% от потребности), в 2017 г. – 24 036,3 тыс. рублей (2,7% от потребности).

Основное мероприятие «Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства»

Для достижения одной из ключевых задач плана деятельности Минсельхоза России на 2013-2018 годы «Рост производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации» предусматривается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны.
Производство тепличных овощей является импортозависимой отраслью сельского хозяйства. Импорт овощной тепличной продукции составляет 1 421 тыс. тонн. Вместе с тем, с целью обеспечения населения Российской Федерации свежей овощной продукцией во внесезонный период в соответствии с рекомендуемой медицинской нормой рационального питания 12 кг на человека в год объем импортозамещения должен составить 1 105 тыс. тонн.
Минсельхоз России предоставляет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Исходя из максимального уровня софинансирования на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации (далее — региональные программы), установленного постановлением Правительства Российской Федерации               от 17 декабря 2010 г. № 1042, дополнительно требуется средств федерального бюджета на поддержку региональных программ по развитию овощеводства защищенного грунта в 2015 году – 288,9 млн. рублей; в 2016 году – 257,6 млн. рублей.
Со вступлением России во Всемирную торговую организацию импортные пошлины на рис были снижены, вместе с этим упала и конкурентоспособность российского риса. Давление дешевого импорта, закредитованность рисоводческих хозяйств и рост цен на водоснабжение стали реальным препятствием для дальнейшего роста производства и развития отрасли.
В целях сохранения отечественного рисоводства и выполнения пороговых норм Доктриной, проектом постановления предусматривается мероприятие по развитию рисоводства.
Финансовое обеспечение региональных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ по развитию рисоводства планируется в объеме 177,8 млн. рублей на 2015 год, 185,6 млн. рублей — на 2016 год. Исходя из необходимого уровня софинансирования мероприятий региональных программ по развитию рисоводства объем средств федерального бюджета составит 711,1 млн. рублей и 742,4 млн. рублей соответственно.
Важнейшим условием рационального использования плодоовощной продукции, снижения потерь и, в конечном счете, более полного удовлетворения потребностей населения является развитие сети хранения и сбыта плодоовощной продукции непосредственно на местах производства. В связи с этим особое значение приобретает восстановление интеграционных и кооперационных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей плодоовощной продукции с предприятиями переработки и сбыта.
С этой целью на реализацию мероприятий региональных программ по развитию сельскохозяйственной кооперации и логистических центров требуются средства федерального бюджета в объеме 521,7 млн. рублей              в 2015 году и 502,6 млн. рублей в 2016 году.
Сегодня рынок сельскохозяйственной продукции развивается под влиянием обострения продовольственной безопасности, что повышает внимание к овощам и картофелю как к одним из основных продуктов питания, глобализации сельского хозяйства вследствие смягчения торговых барьеров, усиления роли потребителя и конкуренции на рынке овощей, повышения требований потребителей к качеству конечной продукции.
Повышение урожайности отрасли картофелеводства и овощеводства — решающее условие повышения эффективности отрасли. В связи с этим на реализацию региональных программ по развитию производства овощей и картофеля потребуется исходя из максимального уровня софинансирования в 2015 году – 478,3 млн. рублей; в 2016 году – 497,4 млн. рублей.
Таким образом, на реализацию региональных программ в области растениеводства дополнительно требуется средств федерального бюджета в объеме 2 000,0 млн. рублей на 2015 год и 2 000,0 млн. рублей на 2016 год.

 

Основное мероприятие «Государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства»

Субсидирование части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства без учета кредитов, полученных с 2013 года

Основная цель данной поддержки – стимулировать обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитными ресурсами для сезонно-полевых работ.
Уровень компенсации затрат на уплату процентов за счет бюджетных средств установлен в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за счет федерального бюджета и в пределах 1/3, но не менее 20% ставки рефинансирования – за счет региональных бюджетов.
Первоначально на реализацию данного направления поддержки в федеральном бюджете было предусмотрено 7,2 млрд. руб. В 2013 г. в рамках дополнительно выделенных бюджетных ассигнований объем финансирования по данному направлению был увеличен до 19,2 млрд. руб.
Таким образом, в 2013 г. на реализацию данного направления за счет федерального и региональных бюджетов было предусмотрено 22,3 млрд. руб. (соответственно 19,2 млрд. руб. – федеральный бюджет, 3,1 млрд. руб. – региональные бюджеты). Фактически сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачено 22,1 млрд. руб. (в том числе 19,2 млрд. руб. – за счет федерального бюджета, 2,9 млрд. руб. – за счет региональных бюджетов).
Объем субсидий на реализацию этого направления за счет федерального бюджета был увеличен в течение года почти в 3 раза, однако софинансирование из региональных бюджетов увеличилось только на 18% к плановому значению. Доля софинансирования из региональных бюджетов составляет 13,2%.
Следует отметить, что, по данным регионов, на проведение сезонных полевых работ сельскохозяйственными товаропроизводителями затрачивается порядка 300 млрд. руб., из которых половина – краткосрочные кредитные ресурсы.
Для обеспечения субсидирования кредитной массы, привлекаемой на проведение посевной и уборочной кампаний, необходимо ежегодно не менее  7–7,5 млрд. руб., тогда как в Государственной программе на эти цели предусмотрено 2,8 млрд. руб.
Остаток субсидируемой ссудной задолженности на конец 2013 г. по краткосрочным кредитам составил 136,8 млрд. руб. (на начало года он составлял 124,6 млрд. руб.). Прирост остатка составил порядка 10% в основном по причине увеличения объема субсидий на это направление.
В структуре субсидируемой ссудной задолженности (на конец 2013 г.) наибольший удельный вес занимают кредиты, направленные на приобретение сельскохозяйственного сырья (привлекаемые переработчиками) – 90,4 млрд. руб., или свыше 60% от общего объема задолженности.
Ссудная задолженность по материальным ресурсам на проведение сезонных работ значительно скромнее по объемам и составляет 58,4 млрд. руб. В структуре этой задолженности наибольший удельный вес составляют ГСМ и топливо – 36,8% (или 21,5 млрд. руб.), закупка минеральных удобрений – 27,7% (или 16,2 млрд. руб.); закупка средств защиты растений – 13,3% (или 7,8 млрд. руб.); закупка семян (кроме элитных) – 12,5% (или 7,3 млрд. руб.).
В Российской Федерации на конец 2013 г. более 56% всей ссудной задолженности по краткосрочным кредитам по растениеводству приходилось на организации АПК (переработка), в сельскохозяйственных организациях было сосредоточено 42,4% ссудной задолженности, в организациях малых форм хозяйствования (ИП, КФХ, СПоК) – около 1,5%.
С учетом переходящих остатков ссудной задолженности (и пролонгации краткосрочных кредитных договоров по решениям Правительства Российской Федерации) дополнительная потребность в средствах федерального бюджета по этому направлению с учетом инфляции составит: в 2015 г. – 10,0 млрд. руб., в 2016 г. – 10,0 млрд. руб., в 2017 г. – 3,9 млрд. руб. При этом 50% указанной потребности составляет финансирование сезонно-полевых работ, а остальные 50% – финансирование переработки.

Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства

Согласно объемам целевых показателей в растениеводстве, а также объемам переходящих и новых обязательств, потребность в субсидиях на 2015-2017 годы составит 15 320 млн. рублей, 15 400 млн. рублей и 15 543 млн. рублей соответственно, в то время как объемы бюджетных ассигнований на аналогичный период составляют 9 431,5 млн. рублей, 9 431,5 млн. рублей и 11 542,6 млн. рублей. В связи с этим, дополнительная потребность на 2015 год составит 5 889 млн. рублей, на 2016 год – 5 969 млн. рублей и на 2017 год – 4 000 млн. рублей.
Из общего лимита бюджетных ассигнований финансируются и ранее принятые обязательства (инвестиционные кредиты сроком 8-10 лет), которые в сумме с новыми бюджетными ассигнованиями с учетом инфляции образуют указанную ежегодную потребность в субсидировании части процентной ставки.

Основное мероприятие «Несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства»

В соответствии с Государственной программой в 2015 – 2017 годах необходимо произвести 311,0 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, льноволокна и пеньковолокна – 168,9 тыс. тонн, сахарной свеклы – 113,2 млн. тонн, картофеля – 95,5 млн. тонн.

Прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации Государственной программы

Прогнозная посевная площадь, млн. га

79,080,081,0

Зерновых и зернобобовых, млн. тонн

100,0104,0107,0311,0

Льноволокна и пеньковолокна, тыс. тонн

54,656,358,0168,9
Сахарной свеклы, млн. тонн37,037,738,5113,2

Картофеля, млн. тонн

31,532,032,095,5

Общие удельные затраты для производства продукции растениеводства в 2013 году по оценке Минсельхоза России на всю посевную площадь составили 814,73 млрд. рублей или 10 911 рублей на 1 гектар.

На оказание несвязанной поддержки из федерального бюджета было выделено 25,2 млрд. рублей, что составило 337 рублей на гектар при посевной площади 74,67 млн. гектаров. При этом доля компенсации от общих затрат на материально-технические средства на 1 га посевной площади для проведения сезонных полевых работ равнялась 3,1%.

В 2014 году, по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, посевная площадь прогнозируется на уровне 78,60 млн. гектаров. В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» бюджетные ассигнования на указанный вид господдержки составляют 14,44 млрд. рублей. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации находится на утверждении проект постановления Правительства Российской Федерации о распределении дополнительных 5 млрд. рублей на оказание несвязанной поддержки, что в итоге составит 19,44 млрд. рублей. При таком уровне господдержки ставка субсидии на 1 гектар посевной площади составит 247 руб./га, а доля компенсации затрат 2,3%.

В 2015, 2016 и 2017 годах прогнозная посевная площадь составит 79,0, 80,0 и 81,0 млн. га соответственно. Расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур предполагается за счет введения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель после проведения комплекса культуртехнических работ, которые также потребуют дополнительных затрат.

В соответствии с Государственной программой из средств федерального бюджета на несвязанную поддержку в области растениеводства предусмотрено в:

2015 г. – 14,72 млрд. рублей;

2016 г. – 15,20 млрд. рублей;

2017 г. – 25,27 млрд. рублей.

Общие удельные затраты на производство продукции растениеводства в 2015-2016 годах на весь объем работ в 2015 году прогнозируются на уровне 861,97 млрд. рублей, а в 2016-2017 годах с учетом расширения посевных площадей — на уровне 872,88 – 883,79 млрд. рублей.

Учитывая ограниченность средств федерального бюджета, в том числе начавшееся в 2013 году снижение темпа роста российской экономики (письмо Минфина России от 29.04.2014 № 01-02-01/16-20128) целесообразно довести уровень финансирования сельхозтоваропроизводителей в 2015-2017 годах до уровня 2013 года и увеличить объем бюджетных ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям  в области растениеводства из федерального бюджета в:

2015 г. – на 11,0 млрд. рублей;

2016 г. – на 11,131 млрд. рублей;

2017 г. – на 2,0 млрд. рублей.

При этом размер субсидии на компенсацию части общих затрат на материально-технические средства на 1 гектар посевной площади за счет средств федерального бюджета в 2015 – 2017 годах, без учета инфляции, в среднем составит 326 – 337 руб./га или 3,0%, что на уровне 2013 года.

Выделение дополнительных финансовых средств из федерального бюджета на поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства позволит создать условия для повышения экономической устойчивости сельхозпредприятий и обеспечения проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки.

Члены АППЯПМ
Снаговский Николай Филиппович

Снаговский Николай Филиппович,

генеральный директор ЗАО «Вейделевское» (Белгородская область)

Основные направления работы АППЯПМ

 







Авторские права © 2008-2016 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru