Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по итогам заседания Круглого стола
«Продовольственные санкции: как существенно увеличить выпуск продукции сельского хозяйства?»

Москва, Государственная Дума 23 октября 2014 года

Обсудив ситуацию, сложившуюся после введения ограничений на импорт в Россию продовольствия из стран, объявивших антироссийские санкции, участники Круглого стола пришли к заключению о наличии в сельском хозяйстве серьёзных проблем, способных затруднить насыщение внутреннего рынка отечественным продовольствием. В их числе: неопределенность срока действия принятых мер; недостаточная финансовая поддержка АПК со стороны государства; отсутствие у предприятий собственных ресурсов для капиталовложений на фоне высокой кредитной нагрузки; опасность обхода установленного режима контрсанкций; слабость существующих механизмов поддержки российского рынка продовольствия, стимулирования производства и экспорта.

Участники слушаний убеждены, что для решения указанных проблем необходимо:

  1. Установить более долгий срок, на который введены импортные ограничения, определив, что действие таких мер не будет отменено прежде, чем страны, которые ввели антироссийские санкции, полностью их отменят (но не ранее установленного Указом Президента срока, т.е. 6 августа 2015 года).
  2. Это позволит предприятиям АПК рассчитывать на длительный период действия указанных мер, и тем самым — гарантировать окупаемость их инвестиций в расширение производства.

  3. Увеличить в ходе Бюджетного процесса объёмы государственной поддержки села.
  4. В настоящее время субсидирование АПК в развитых странах (в частности, в Евросоюзе) многократно превосходят соответствующие вложения России. Такая конкуренция является абсолютно несправедливой. В связи с этим необходимо изыскать возможность увеличения объёмов господдержки села до уровней, оговорённых в соглашении о присоединении к ВТО, уже с 2014 года.

  5. Кардинально модернизировать Государственную программу развития сельского хозяйства.
  6. Новая редакция должна предусматривать дополнительные меры поддержки импоргозамещения: производителей мяса, молока и молочных продуктов, фруктов и овощей. Необходимо отменить существующие сейчас ограничения на сроки субсидирования инвестиционных кредитов для производителей свинины и птицы. Для решения проблемы высвобождения финансовых ресурсов предприятий АПК и стимулирования их инвестирования необходимо внести изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства, предусмотрев продление сроков субсидирования инвестиционных проектов (как новых, так и ранее начатых), связанных с производством мяса, на срок до 20 лет.

  7. В целях ускорения обновления парка сельскохозяйственной техники и увеличения производства сельскохозяйственной техники в федеральном бюджете 2015 года увеличить объем финансирования по статье «Субсидии производителям сельскохозяйственной техники в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы развития сельского хозяйства и до 4 млрд. рублей.
  8. Защитить внутренний рынок от различных схем, связанных с поставками в Россию попавших под запрет продуктов через «третьи страны», в частности Белоруссию.
  9. В настоящее время отмечены факты как прямых поставок в нашу страну запрещённого импорта, так и появление новых форм обхода ограничений. Так, закупаемое в Европе подешевевшее сырьё (в частности, молочное) перерабатывается на территории Белоруссии и поставляется в Россию под видом готовой продукции, что ставит отечественных производителей в заведомо неконкурентные условия. Решением данной проблемы может стать неукоснительное соблюдение условий товарных балансов, а также проведение сплошных проверок поставляемой таким образом продукции на предмет её соответствия российским нормам и стандартам.

  10. Продолжить развитие и расширение внутреннего рынка сбыта для отечественного продовольствия. Для этого целесообразно:
    • Ввести механизм предоставления дотаций на питание малоимущим гражданам;
    • Ввести механизмы, гарантирующие минимальные цены на сельхозпродукцию на внутреннем рынке;
    • Ввести ограничения на импорт других видов продовольственных товаров, в том числе муки из мягкой пшеницы, пшенично-ржаной муки, хлопьев из ячменя или ввести ввозные пошлины на эти виды продукции в размерах, равных ввозным пошлинам на эту продукцию, установленным в ЕС;

    Обеспечить действенный контроль качества выпускаемой продукции.

  11. Реализовать дополнительные меры по стимулированию производства продовольствия, в частности:
    • Внести изменения в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, предусматривающие, что объем производства сельскохозяйственной продукции должен превышать объем её потребления в Российской Федерации;
    • Усовершенствовать механизмы погектарного и поголовного субсидирования;
    • Принять меры по развитию системы страхования от неурожая;
    •  Усовершенствовать механизмы предоставления субсидий сельхозпроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
    • Принять меры по проведению внятной технологической политики;
    • Стимулировать развитие внутреннего производства пищевых ингредиентов.
  12. Стимулировать экспорт агропродовольственной продукции.
  13. Действующие на сегодняшний день финансовые механизмы поддержки несырьевого экспорта рассчитаны, прежде всего, на поставщиков машин, оборудования, транспортных средств, а также высокотехнологичной продукции. В результате на сегодняшний день ни один экспортер отечественного продовольствия не получает финансовой поддержки государства.

    Необходимо в дополнение к действующим механизмам добавить следующие меры поддержки экспортёров продовольствия:

    • Меры по развитию экспортоориентированных производств (включая льготные кредиты на развитие производства по линии ВЭБ и страхование экспортных проектов)    .
    • Нефинансовые меры поддержки экспорта (финансирование исследований потенциальных рынков сбыта; продвижение региональных и национальных брендов; поддержка выставочной деятельности и специальных изданий; поддержка лучших экспортёров через конкурсы).

    Разработка и реализация подобных мер не потребует значительных дополнительных расходов и может осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку экспорта.

Члены АППЯПМ
Черкашин Валерий Петрович

Черкашин Валерий Петрович

генеральный директор ЗАО «Дубовое» (Тамбовская область)

Основные направления работы АППЯПМ

 







Авторские права © 2008-2016 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru