Публикация для портала «Деловой квартал», октябрь 2012 г.
Статья по результатам маркетинговых исследований ягодного рынка компании «Технологии Роста», www.t-rost.ru
Ягодный рынок, и особенно, рынок свежей земляники, переживает бурный рост практически во всем мире. Стимулом ежегодного расширения мировых земляничных плантаций является растущий потребительский спрос на свежие ягоды.
Однако, в отличие от России, за рубежом подавляющая часть ягод относится к промышленно культивируемым, а не выращенным на дачных участках или, тем более, диким.
Земляника садовая (Fragaria spp) является одной из наиболее значимых культур в мировом ягодоводстве. Высокий адаптивный потенциал рода земляники позволяет выращивать ее в регионах с различным климатом. В настоящее время земляника культивируется в промышленных масштабах практически во всем мире — странах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. К несомненным достоинствам этой культуры следует отнести высокую рентабельность ее возделывания, вызревание в ранние сроки и десертный вкус ягод.
Экономическая значимость земляники обуславливает увеличение объема производства этой культуры. Современные производители большое внимание уделяют сортам интенсивного типа — высокопродуктивным и скороплодным, способным обеспечить гарантированный урожай ягод высокого качества.
Мировой рынок свежей земляники садовой сейчас оценивается более чем в 4 млн. тонн ягод в год. Общая стоимость ежегодных продаж свежей земляники на мировых рынках достигает 100 млн. долларов.
Российский ягодный рынок в текущем тысячелетии практически полностью перешел на натуральное хозяйство: наши соотечественники теперь выращивают землянику, малину, смородину и крыжовник на своих дачных участках и в личных хозяйствах и для личного же потребления. Только 2 из 100 российских ягод были выращены отечественными агропредприятиями.
При этом каждая пятая ягода из рациона россиян выросла за рубежом: в Греции, Испании, Турции, Нидерландах, Польше, Украине или даже в США.
За последние 15 лет россияне больше привыкли рассчитывать на собственные силы в выращивании ягод, чем на промышленное производство и покупку ягод как, предположим, молока, рыбы или мяса.
На доступность и наличие свежих ягод в розничной торговле самым непосредственным образом влияет работа местных производителей. До недавних пор основной поток свежей товарной земляники в России обеспечивал Краснодарский край и Адыгея. 5 последних лет идет постепенное перераспределение регионов товарного выращивания земляники с юга на север и на восток. Значительная часть новых земляничных проектов, использующих инновационные агротехнологии, успешно стартовала и стартует в Центрально-Черноземном регионе РФ: Тамбовской, Воронежской, Белгородской областях.
По данным Ассоциации садоводов-питомниководов (АСП-Рус), курирующей международную программу «Земляника», уже сейчас активно эксплуатируется около 500 га земляничных плантаций по интегрированной интенсивной технологии, использующей особым образом подготовленную фриго-рассаду, специализированную автотехнику, капельный полив, высокую плотность посадки и мульчирующую пленку. Средняя урожайность ягодных культур по интенсивной технологии выращивания выше традиционной более чем в 2 раза. Для промышленного выращивания используются новые высокопродуктивные сорта ягоды, в том числе – фотонейтрального дня, плодоносящие в конце лета – начале осени. Площади ягодных посадок по традиционной технологии выращивания неуклонно сокращаются.
«Начиная с 2007 года, каждый год закладывается около 100 гектаров новых плантаций, — рассказывает ведущий специалист АСП-Рус по ягодным культурам Ольга Владимировна Жбанова. – Для них из-за рубежа ежегодно завозится по 3 – 4 миллиона штук фриго-рассады, преимущественно из Польши и Италии. Отечественные селекционные центры пока не могут удовлетворить внутренний спрос на фриго-рассаду как в количественном, так и в качественном отношении».
Самым известным российским производителем фриго-рассады является крестьянское хозяйство «Ника» в Адыгее. Руководитель «Ники», Александр Юрьевич Бота, считает, что выращивать товарную рассаду даже выгоднее чем саму ягоду. Ежегодно хозяйство продает до 1,5 млн. штук рассады своим коллегам из южного, центрального и приволжского регионов.
Валовой объем промышленного производства свежей земляники по всем регионам России в текущем 2012 году достиг почти 5 тысяч тонн (расчеты «Технологии Роста» по агрегированным маркетинговым данным). Несмотря на внушительную динамику роста, промышленные производители ягод могут обеспечить пока только 2 – 3% внутреннего спроса.
Тамара В. Решетникова,
Генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Роста»