Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск -Наукоград
Юг-Полив

Публикация для портала «Деловой квартал», октябрь 2012 г.
Статья по результатам маркетинговых исследований ягодного рынка компании «Технологии Роста», www.t-rost.ru

Ягодный рынок, и особенно, рынок свежей земляники, переживает бурный рост практически во всем мире. Стимулом ежегодного расширения мировых земляничных плантаций является растущий потребительский спрос на свежие ягоды.

Однако, в отличие от России, за рубежом подавляющая часть ягод относится к промышленно культивируемым, а не выращенным на дачных участках или, тем более, диким.

Земляника садовая (Fragaria spp) является одной из наиболее значимых культур в мировом ягодоводстве. Высокий адаптивный потенциал рода земляники позволяет выращивать ее в регионах с различным климатом. В настоящее время земляника культивируется в промышленных масштабах практически во всем мире — странах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. К несомненным достоинствам этой культуры следует отнести высокую рентабельность ее возделывания, вызревание в ранние сроки и десертный вкус ягод.

Экономическая значимость земляники обуславливает увеличение объема производства этой культуры. Современные производители большое внимание уделяют сортам интенсивного типа — высокопродуктивным и скороплодным, способным обеспечить гарантированный урожай ягод высокого качества.

Мировой рынок свежей земляники садовой сейчас оценивается более чем в 4 млн. тонн ягод в год. Общая стоимость ежегодных продаж свежей земляники на мировых рынках достигает 100 млн. долларов.

Ягодный рынок России (статья)Структура валового сбора свежих ягод в мире, %

Российский ягодный рынок в текущем тысячелетии практически полностью перешел на натуральное хозяйство: наши соотечественники теперь выращивают землянику, малину, смородину и крыжовник на своих дачных участках и в личных хозяйствах и для личного же потребления. Только 2 из 100 российских ягод были выращены отечественными агропредприятиями.

При этом каждая пятая ягода из рациона россиян выросла за рубежом: в Греции, Испании, Турции, Нидерландах, Польше, Украине или даже в США.

За последние 15 лет россияне больше привыкли рассчитывать на собственные силы в выращивании ягод, чем на промышленное производство и покупку ягод как, предположим, молока, рыбы или мяса.

На доступность и наличие свежих ягод в розничной торговле самым непосредственным образом влияет работа местных производителей. До недавних пор основной поток свежей товарной земляники в России обеспечивал Краснодарский край и Адыгея. 5 последних лет идет постепенное перераспределение регионов товарного выращивания земляники с юга на север и на восток. Значительная часть новых земляничных проектов, использующих инновационные агротехнологии, успешно стартовала и стартует в Центрально-Черноземном регионе РФ: Тамбовской, Воронежской, Белгородской областях.

По данным Ассоциации садоводов-питомниководов (АСП-Рус), курирующей международную программу «Земляника», уже сейчас активно эксплуатируется около 500 га земляничных плантаций по интегрированной интенсивной технологии, использующей особым образом подготовленную фриго-рассаду, специализированную автотехнику, капельный полив, высокую плотность посадки и мульчирующую пленку. Средняя урожайность ягодных культур по интенсивной технологии выращивания выше традиционной более чем в 2 раза. Для промышленного выращивания используются новые высокопродуктивные сорта ягоды, в том числе – фотонейтрального дня, плодоносящие в конце лета – начале осени. Площади ягодных посадок по традиционной технологии выращивания неуклонно сокращаются.

«Начиная с 2007 года, каждый год закладывается около 100 гектаров новых плантаций, — рассказывает ведущий специалист АСП-Рус по ягодным культурам Ольга Владимировна Жбанова. – Для них из-за рубежа ежегодно завозится по 3 – 4 миллиона штук фриго-рассады, преимущественно из Польши и Италии. Отечественные селекционные центры пока не могут удовлетворить внутренний спрос на фриго-рассаду как в количественном, так и в качественном отношении».

Самым известным российским производителем фриго-рассады является крестьянское хозяйство «Ника» в Адыгее. Руководитель «Ники», Александр Юрьевич Бота, считает, что выращивать товарную рассаду даже выгоднее чем саму ягоду. Ежегодно хозяйство продает до 1,5 млн. штук рассады своим коллегам из южного, центрального и приволжского регионов.

Ягодный рынок России (статья)Динамика промышленного сбора земляники садовой в России, тонн/год

Валовой объем промышленного производства свежей земляники по всем регионам России в текущем 2012 году достиг почти 5 тысяч тонн (расчеты «Технологии Роста» по агрегированным маркетинговым данным). Несмотря на внушительную динамику роста, промышленные производители ягод могут обеспечить пока только 2 – 3% внутреннего спроса.

Тамара В. Решетникова,
Генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Роста»

Члены АППЯПМ
Зарипов Шамил Акрамович

Зарипов Шамил Акрамович

глава КФХ Зарипов Ш.А., Республика Башкортостан

Основные направления работы АППЯПМ

 







Авторские права © 2008-2016 АППЯПМ. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru